История Философия Команда Проекты Организация мероприятий

Фильм... Фильм... Фильм...

21 августа, 2008 Главная страница
Фильм... Фильм... Фильм...

83% представителей омского бизнеса, по данным агентства "БК-рейтинг", никогда не заказывали корпоративный фильм. Между тем, две трети респондентов из тех, кто все-таки это сделал, склонны считать, что такие расходы - удачное вложение средств.







Когда у бизнесменов возникает желание снять о себе и своей фирме корпоративный фильм? "Чаще всего к юбилею, - поясняет Наталья Кукушкина, коммерческий директор "Корпорации "ТелеОмск-Акмэ", - мы уже знаем, у кого, когда круглые даты, следим и предлагаем руководителям снять о них корпоративный фильм, который размещаем в своем эфире". Однако, по словам г-жи Кукушкиной, востребованность такой услуги крайне нерегулярна. Впрочем, когда предприятие достигает определенного успеха, у его топ-менеджеров рано или поздно возникает желание запечатлеть себя и собственное дело для потомков, клиентов и на зависть конкурентам. И как нельзя лучше с этой задачей справляется корпоративное кино.


В главных ролях: свои сотрудники
По данным интернет-источников, в Москве рентабельность производства корпоративного фильма колеблется от 50% до 200%. Точных данных по Омску нет, за­то есть коллективы, которые, возможно, и не так успешно, но тоже подвизаются в этом бизнесе. Одно из них - "Бюро рекламных находок". "Мы не снимаем только корпоративные фильмы, мы снимаем кино - это наш бизнес", - говорит директор молодой компании Ирина Бондарева. Специализироваться только в этой области г-жу Бондареву подвиг 12-летний опыт работы на ТВ, где она и занималась съемками фильмов. К слову, рынок корпоративного кинопроизводства начал развиваться задолго до появления в стране частного бизнеса. О себе, любимых, отдельные организации и даже целые отрасли заказывали фильмы, например на студии "Центрнаучфильм". Нередко подобные произведения (скажем, о сибирских золотодобытчиках и дальневосточных рыбаках) демонстрировались как киножурналы - наравне с "Фитилем" - в кинотеатрах. С лозунгом про "важнейшее из искусств" согласно было большинство серьезных руководителей, но особой любовью подобные проекты пользовались в сырьевых структурах. С тех пор мало что изменилось: основные заказчики прежние - предприятия ТЭКа, у которых как и прежде наличие денег сочетается с честолюбием.
На художественной ценности ленты заказ не сказывался: работали над проектами лучшие режиссеры, в главных ролях - известные актеры. В Омске пока еще ни одна компания не сняла о себе игровое кино, да и вряд ли когда-нибудь снимет. Слишком затратно, да и менталитет ограничивает полет фантазии. По данным опроса, проведенного агентством "БК-рейтинг", омские бизнесмены в качестве главных героев корпоративных фильмов видят прежде всего специалистов той области, в которой работает компания, - 43%, затем себя - 42%, в последнюю очередь рядовых сотрудников - 41%. Известных российских и омских актеров не прочь пригласить лишь 23% предпринимателей. Это подтверждает и Наталья Кукушкина: "В картины о себе наши заказчики артистов не приглашают, предпочитают, чтобы в кадре были специалисты, ветераны, руководители".


Больше фильмов хороших и разных
о разделить на презентационные, учебные и репортажные. Первые, длительностью в пять-десять минут, рассказывают о самой компании или о ее продукции. Так, дизайн-студия "Апельсин", которая является официальным представителем в Сибирском регионе бельгийской фирмы по производству дизайн-элементов, демонстрирует потребителям десятиминутный презентационный фильм о своих товарах. "Мы получили фильм из Бельгии, снимать его в Омске не было необходимости. Да и, честно говоря, я не в восторге от того, что делают омские компании в этом направлении", - признался представитель "Апельсина" Андрей Карпец.
Зато в ТД "Шкуренко", наоборот, решили обратиться к омским профессионалам камеры и пера. "Когда у нас расширялась сеть складских помещений и требовались сотрудники в отдел логистики, мы заказали семиминутный фильм об этом подразделении. Показали его в эфире "ТелеОмск-Акмэ" - кадровую проблему удалось решить", - пояснила ведущий специалист по подбору и адаптации кадров ТД "Шкуренко" Татьяна Гремина.
Другой вариант корпоративного видео - учебное кино. Компания "Сиб­экохим" заказала фильм - инструкцию, как пользоваться производимыми у них моющими средствами. "Перед нами стояла задача не только рассказать, но и наглядно показать, насколько хороша их продукция, - рассказала Ирина Бондарева. - А у другого нашего заказчика после того как на предприятии произошло ЧП, была хорошая задумка - снять фильм по технике безопасности. В нем планировалось задействовать актеров, но до реализации идеи, к сожалению, так и не дошло".
Третий тип корпоративных фильмов - репортажный - близок к документальному кино в его привычном для большинства зрителей виде. Особенно этим увлекаются крупные сырьевые и производственные компании. Поговаривают, что подобные корпоративные фильмы с уклоном в аналитику "ЛУКОЙЛу" снимал сам Леонид Парфенов.


Вот такая арифметика!
Корпоративные фильмы можно условн
Старожилы рынка с грустью вспоминают середину 90-х, когда компании плодились как грибы после дождя, и многие из них, предвидя свою недолговечность, спешили оставить след в истории в виде сюжета на кинопленке. В то время вознаграждение столичного режиссера по отношению к бюджету фильма могло доходить до 50%. Сего­дняшний бюджет фильма зависит от хронометража, количества съемочных дней и выездов на объект, сложности монтажа, наличия компьютерной графики, гонорара известных личностей и т.д. В столице средний ценник за десятиминутный фильм - $3-7 тысяч (бюджет фильма с маститым режиссером-документалистом может достигать и $100 тысяч). В Омске эти суммы в разы меньше: так, на "ТелеОмск-Акмэ" за минуту подобного фильма берут 3,5 тысячи рублей (полноценным считается 15-20-минутный сюжет), в "Бюро рекламных находок" за десять минут готового фильма вы заплатите 26 тысяч рублей. В рекламном отделе ГТРК "Омск" сразу предупреждают, что занимаются съемками фильма, только если он размещается в эфире их каналов ("12-й" и "Домашний"). За съемки фильма в десять минут они берут 35 тысяч рублей плюс 40 тысяч за то, что его покажут на "двенашке" или 35, если на "Домашнем". Итого, фильм обойдется в среднем в 70-75 тысяч рублей. Но такие деньги компании, опрошенные агентством "БК-рейтинг", платить не готовы. 6% респондентов из тех, кто согласен выложить за кино "про себя", могут заплатить 30 тысяч рублей, 20% - не более 20 тысяч, большая же часть бизнесменов - 32% - выделит на фильм не более десяти тысяч рублей.



Кадры+деньги - секрет успеха корпоративного кино
В Омске рынок корпоративного кино- и видеопроизводства только формируется. Это происходит вслед за становлением корпоративной культуры. Пока еще большинство омских бизнесменов не считает нужным вкладывать средства в кино. Хотя, как свидетельствует практика, это продукт длительного пользования, в отличие, скажем, от рекламных сюжетов в новостийных программах.
Разработку сценария для фильма заказчики, как правило, не отдают только на откуп снимающей стороне. 64% опрошенных не склонны давать свободу творчества профессионалам и следят за тем, чтобы на экране появилось именно то, что нужно компании. И лишь 21% полностью доверяет профессионалам в деле написания сценария. "Мы никогда не приступаем к съемкам, пока не согласуем полностью сценарий", - раскрывает технологию г-жа Кукушкина. Это неудивительно, поскольку только выезд съемочной группы на объект в ГТРК "Омск" оценивают в пять тысяч рублей. Качество фильма во многом зависит от работы оператора, при том, что действительно хороших специалистов в Омске с каждым годом становится все меньше: большинство в поисках лучшей доли отправляется в Первопрестольную. Однако заказчики чаще всего в таких нюансах не разбираются, и потому местные телевизионщики подчас ссылаются на прайсы столичные: дескать, у них дороже, но зачем переплачивать, когда оборудование у нас такое же и сделаем это дешевле. К сожалению, дешевле получается и на экране. Возможно, поэтому 70% компаний не готовы тратить деньги на производство корпоративного кино. Быть может, демпинговые (по сравнению с московскими) цены выливаются в столь же демпинговое качество.


 СПРАВКА 
ФАКТ:
Знаменитая эпопея "Сибириада" от режиссера Андрона Кончаловского не что иное как талантливо снятый корпоративный фильм. Корпоративный, потому что снят был на деньги нефтяников и повествовал о них.

Марк Малышев

21 августа, 2008
22 августа, 2008
Зачем компании дресс-код?
© 2007 Фонд «Праздник». Программное обеспечение: GEHARD.