История Философия Команда Проекты Организация мероприятий

Все номера

Журналы > Корпоративная культура > 2007, №2 > Информационные технологии и предпринимательская этика

Автор: Иван Сурма.
Рубрика: Без рубрики.

Опубликовано 19/09/2007

 

Чтобы повысить инвестиционную привлекательность, сегодняшние компании-лидеры как международного, так и российского рынков активно выстраивают свою систему управления, опираясь на лучшую мировую практику и используя современные методики и инструменты. Многие публичные компании, причем независимо от того, являются ли они лидерами в данный момент или нет, все больше уделяют внимание таким вопросам, как эффективность управления, поддержка принятия стратегических управленческих решений, эффективность корпоративных систем финансовой отчетности, контроль и управление рисками. В настоящее время практически все компании, имеющие высокий потенциал успешного прохождения IPO, столкнулись с необходимостью улучшения качества бизнеса в его различных аспектах, в том числе и с точки зрения информационных технологий.

Очевидно, что для своей работы совет директоров и руководство компании нуждается в доступной и структурированной информации. Поэтому объяснимо, что в последнее время корпоративные информационные системы (прежде всего Enterprise Resource Planning, ERP-системы) стали одним из самых популярных программных решений. Причем полнофункциональная интегрированная ERP-система становится единым фундаментом для решения важных стратегических и управленческих задач, задач, связанных с построением ответственных отношений как внутри компании, так и вне ее, а не только инструментом автоматизации типовых для компании процессов, скажем, планирования издержек или расчета себестоимости. Само внедрение компанией ERP-системы означает переход на более высокую стадию развития и наличие в компании определенного уровня корпоративной культуры. В основе этого процесса лежит ряд важных факторов. Прежде всего, это превращение глобальных стратегических знаний в один из ключевых ресурсов успешного развития современной компании, необходимость повышения эффективности внутреннего контроля, обострение конкуренции на рынке капиталов и проблем социальной ответственности компаний.

Организация качественного взаимодействия между руководителями компании (прежде всего, членами совета директоров и менеджерами) - важное условие повышения эффективности управления компанией. Не зря специализированные компании и рейтинговые агентства, такие как: Moody's, Standard & Poor's, Fitch Risk Management, Erick, Mercer Oliver Wyman и другие сосредоточили свои усилия на создании, главным образом, корпоративных информационных инфраструктур, необходимых для полноценного использования информационных систем. Исполнительные и неисполнительные директора в процессе своей деятельности должны совместно решать множество важных и трудных, а порой и конфликтных вопросов, выявлять уровень неопределенности, на котором будет действовать компания и т.д. Информационные технологии здесь играют важную роль, так как выступают в некотором роде посредником и минимизируют риск возникновения, прежде всего моральных конфликтов, вызванных коммуникационными помехами (так называемым информационным шумом), различными барьерами и столкновением ролей участников отношений. Особенно четко это проявляется, если причиной проблемы является столкновение различных этических требований предпринимательской этики (например, когда индивидуальная моральная позиция противоречит общественной, декларируемой правительством, группой, сообществом). Информационные технологии могут взять на себя большую часть проблем по выстраиванию доверительных (фидуциарных) и ответственных отношений как внутри компании, так и вне ее с помощью механизмов и процедур принятия решений, осуществлению контроля, анализа рисков и т.п. В связи с этим следует отметить информационные системы, управляющие выполнением требований законодательных и регулирующих органов. Подобные системы крайне необходимы всем компаниям, и особенно тем, чьи ценные бумаги включены в котировальные списки ведущих зарубежных и отечественных фондовых бирж.

В начале 2000-х гг. в развитых странах произошли серьезные изменения. Они были связаны с усложнением и ужесточение нормативно-правовых актов, правил и стандартов, касающихся как управления в целом, так и его различных аспектов.

Другой важный аспект предпринимательской этики связан с обеспечением информационной безопасности как на индивидуальном уровне, так и на институциональном. Системы, управляющие и обеспечивающие информационную безопасность, играют важную роль и созданию подобных систем уделяют значительное внимание компании, которые призваны обеспечивать конфиденциальность личных данных о контрагентах и информации, представляющей собой коммерческую тайну. Прежде всего, это касается компаний, осуществляющих электронное взаимодействие с покупателями, поставщиками и посредниками, а также банков, предоставляющих финансовые услуги через Интернет. Управление обеспечением информационной безопасности является одним из ключевых элементов корпоративных информационных систем, включая разработку политики, стандартов и архитектуры систем информационной безопасности, а также влияние государственного и отраслевого регулирования. Основная корпоративная политика информационной безопасности компании определяет высокоуровневые цели, задачи, убеждения, этику и зоны ответственности и является базовым элементом инфраструктуры безопасности. Стандарты безопасности описывают набор ключевых правил, используемых при реализации политики, и оперируют понятиями технологий, методологий, внутренних процедур и процедур внедрения.

Автор - Иван Сурма.

полностью статью читайте в журнале Корпоративная культура

© 2007 Фонд «Праздник». Программное обеспечение: GEHARD.