История Философия Команда Проекты Организация мероприятий

Все номера

Журналы > Корпоративная культура > 2005, №3 > Как выпускать внутрифирменную газету.

Автор: Елена Скриптунова.
Рубрика: Без рубрики.

Опубликовано 19/09/2007

Внутрифирменная газета представляет собой собственное периодическое издание отдельной  компании или группы компаний, если они объединены в рамках холдинга. Вид такого издания не обязательно представляет собой именно газету, это может быть и журнал, и информационный бюллетень или вестник, и информационный листок. Для удобства изложения условно будет называть любое такое издание внутрифирменной газетой. Издание собственной газеты дело довольно хлопотное и дорогое. И, прежде чем, за него браться, нужно очень четко определить, для каких целей вы планируете выпускать собственную газету и нет ли возможности эти цели достичь более простым способом. Выпуск своей газеты еще не стал повсеместной модой, но очевидно, что такая мода вот–вот возникнет, и большинство компаний будет считать своим долгом иметь собственную газету, в частности как атрибут солидности. И вот здесь кроется серьезная опасность. Не стоит браться за выпуск газеты просто потому, что так принято. Прежде всего, стоит определиться с ее предназначением. Потому, что любое внутрифирменное издание – это мощный инструмент информационного воздействия и может принести не только пользу, но и вред.

Информационная политика компании и выпуск внутрифирменной газеты

От того, как построена система информирования в компании, во многом зависит и внутренний климат, и лояльность персонала, и успешность любых изменений, и в целом настрой персонала на достижение целей компании. Понятно, что своя газета выступает лишь одним из элементов информационной политики. Среди прочих элементов информационной политики компании можно выделить следующие:

-         собрания и выступления на них первых лиц организации

-         нормативные и регламентирующие документы (приказы, распоряжения, инструкции, нормы и т.д.)

-         личные встречи с персоналом

-         внутрифирменное обучение

-         доски объявлений

-         неформальные мероприятия (праздники, соревнования) и др.

Основная задача информирования в компании – это четко обозначить политику, цели и стратегию компании, чтобы каждый сотрудник понимал, к чему стремится компания, и что может и должен сделать он для достижения общих целей. Кроме того, очень важно, чтобы до персонала была правильно доведена следующая информация:

-         каковы результаты работы и достижения компании, чем она может гордиться

-         каковы планы компании и перспективы развития

-         каково место компании на рынке, чем она отличается от других компаний, в чем ее конкурентное преимущество, как она себя позиционирует

-         кто является целевыми клиентами компании, каковы их потребности

-         о планируемых и проводимых изменениях, их смысле (для чего они проводятся)

-         об  особенностях различных подразделений, каковы их функции, задачи, перспективы развития и т.д.

Наша компания провела недавно нескольких опросов в рамках разработки информационной политики организаций, которых мы консультировали. В результате мы выявили, что наибольшим доверием пользуются личные встречи с руководством на рабочих местах и корпоративные газеты. Но такой результат получается не всегда. Очень важно сформировать позитивный имидж газеты, вызвать у читателей доверие. Это возможно только при ясной политике корпоративного издания. Важно затрагивать различные темы, волнующие персонал: и позитивные и негативные.  В этом вопросе очень важна гармония. Если будет перекос в сторону позитивных материалов, то доверие будет падать, так как ни в одной, даже самой благополучной организации не бывает все хорошо, жизнь невозможна без каких-либо трудностей и проблем. С другой стороны, если концентрироваться только на негативе, то сначала это вызовет нездоровый интерес (по этой причине большинство СМИ, пытаясь завладеть аудиторией, всегда очень много и красочно повествует о всевозможных трагедиях), но в дальнейшем приведет к невыполнению основной задачи газеты – помощь в достижении целей компании и настрой персонала на достижения, развитие гордости за компанию и стремление сделать ее еще лучше.

Газета выделяется среди прочих инструментов информирования тем, что в ней есть возможность совместить официальное и неофициальное информирование, обсудить слухи, развеять опасения, обменятся мнениями. Вся эта неформальная жизнь обычно протекает в кулуарах и если слухам не дается опровержения или не разъясняются какие-то решения, то последствия могут быть какими угодно.

Таким образом, выбирая формат своего корпоративного издания важно оценить:

-         целевую аудиторию

-         цели, на которые направлено издание

Целевая аудитория  и цели внутрифирменной газеты

По большому счету целевая аудитория может быть трех основных видов:

-         персонал организации

-         внешняя среда организации (клиенты, потенциальные клиенты, партнеры, конкуренты и т.д.)

-         и собственный персонал, и внешнее окружение

Третий вариант не особенно удачен, так как в такой случае приходится совмещать разные цели, которые завязаны на разные целевые аудитории. Так, если газета ориентирована на внутреннюю аудиторию, то она должна отражать все стороны жизни компании, в том числе и негативные. Если же она ориентирована на внешнее окружение, то должна быть сконцентрирована на достижениях компании и той информации, которая интересна и важна прежде всего этому внешнему окружению. Таким образом, если газета ориентированна  и на внешнюю и на внутреннюю аудиторию, то добиться равноценных желаемых результатов по отношению к ним очень сложно. Или информации мало для персонала, так как не всю информацию хочется выносить вовне, либо она неинтересна клиентам и партнерам, так как отражает внутреннюю жизнь коллектива (например, повествует о неформальных мероприятиях, прошедших в компании). В итоге, ни одна из аудиторий не получает той информации в которой нуждается. Поэтому целесообразнее не создавать универсальной газеты для всех, а все-таки определиться, что для компании на данный промежуток времени важнее – собственный персонал и его развитие или поддержание отношений с клиентами и партнерами посредством печатного органа. Наиболее крупные компании, конечно же, могут себе позволить иметь 2 и даже более изданий, но большинству организаций все же придется выбирать, и выбор будет зависеть от многих факторов. Например, немаловажно, каков размер компании. Если компания небольшая и все сотрудники знают друг друга лично, то необходимость в специальном печатном органе отпадает. Исходя из того, какая аудитория целевая, формулируются цели внутрифирменной газеты.

Итак, цели внутрикорпоративной газеты могу быть следующие:

-         информирование персонала о жизни компании, осуществление информационной политики

-         формирование определенной корпоративной культуры в компании, либо ее корректировка

-         сопровождение и облегчение процесса изменений, снижение сопротивления изменениям

-         выстраивание диалога между сотрудниками и руководством, обеспечение обратной связи руководству от рядовых сотрудников, обеспечение прочих внутриорганизационных коммуникаций

-         поддержание отношений с клиентами и партнерами посредством предоставления им интересной, полезной информации

-         формирование в глазах клиентов и партнеров определенного имиджа, поддержание определенной репутации и т.д.

От того, какие цели будут выбраны будет зависеть политика издания и его формат. Но не зависимо от выбранного формата, важно, чтобы выбранная полтика  проводилась от номера к номеру, то есть выбранный формат должен быть узнаваемым и ожидаемым.

Именно поэтому не стоит торопиться с первым номером газеты. Сначала нужно все тщательно продумать, определить целевые аудитории и цели, бывать формат, продумать стиль оформления, опросить потенциальных читателей, провести пробы по восприятию внешнего вида издания и внутреннего содержания.

Елена Скриптунова,

(полностью статью можно прочитать во 4-м номере журнала

"Корпоративная культура")

© 2007 Фонд «Праздник». Программное обеспечение: GEHARD.