«Методика составления и проведения игровых программ»

Share

«Методика составления и проведения игровых программ»

Существует целый ряд различных игр с их законами и правилами. Поэтому перед педагогикой игры, в том числе и анимационной, стоят задачи: установить, какие из игр развивают положительные качества; определить средства педагогического воздействия, изучить и научно обосновать технологию проведения игры.
Существует целый ряд различных игр с их законами и правилами. Поэтому перед педагогикой игры, в том числе и анимационной, стоят задачи: установить, какие из игр развивают положительные качества; определить средства педагогического воздействия, изучить и научно обосновать технологию проведения игры.
Практическая деятельность диктует необходимость классификации игр по целому ряду признаков:
1.      По принципу физической активности и по силе физической нагрузки (спокойные, малоподвижные, подвижные);
2.      В зависимости от количества играющих и способа их организации (индивидуальные, парные, групповые, командные и массовые);
3.      По месту их проведения (в комнатах отдыха, клубном фойе, игры с эстрады, на игровом поле, на воде и т.д.);
4.      По времени действия (зимние, летние);
5.      По проявлению способностей (игры-конкурсы, состязания на ловкость, силу, внимание и т.д.);
6.      По возрастным группам (детские, юношеские, для взрослых и т.д.)

Для анимационных игр и развлечений наиболее приемлема классификация по организационно-методическому принципу: Это спортивные игры, игры хороводного типа, аттракционы, настольные игры, интеллектуальные игры (викторины, анаграммы, шарады и т.д.), импровизационные игровые конкурсы, аукционы, задачи-шутки, игровые тесты. Именно игровые тесты составляют основной репертуар аниматора.

Предлагаю несколько игр-тестов:

Тест для снятия напряжения и знакомства:
1.     Аниматор: Представьте себе, что вы сейчас не в зале, а идете по дороге. Скажи, по какой дороге вы идете, какой вы ее себе представляете (отвечают зрители). Очень хорошо, а ведь это дорога вашей жизни. У одних она светлая, чистая, ровная, у других – грязная и в булыжниках.
Идем дальше. Дорогу окружает лес. Какой он? (отвечают). Вот такие люди и окружают вас. Вас окружают белоствольные березки, а вас могучие дубы, а у вас смешанный лес, значит и люди разные рядом с вами и добрые, и злые, и высокие, и низкие. Хорошо! Продолжаем наш путь. Идем! Идем! И вдруг дорогу нам преграждает большой и страшный медведь. Как вы поступите? Что будете делать? (отвечают). Встреча с медведем говорит о вашем умении ладить с людьми. Одни у вас убегут, другие закричат не него, а третьи заиграют ему на гармошке. Вот так и в жизни бывает.
- Идем дальше. Дальше не дороге лежит связка ключей. Что будете с ними делать? (отвечают).
Вот так, повесите на веточку, пнете ногой, а вы возьмете с собой и правильно сделаете, так как это было ваше личное счастье.
- Идем дальше. На дороге лежит драгоценный красивый кувшин с содержимым внутри. Но что там внутри – не знаете. Что будете делать с кувшином? (отвечают).
Кувшин – это мужчина или женщина и, соответственно, отсюда ваше отношение к мужскому или женскому полу. Одни его в милицию сдадут, другие в музей за 25%, третьи позовут хозяина и, если его нет – заберут себе.
- Идем дальше. И видим поляну, на ней растут цветы и ягоды. Что будете с ними делать? (отвечают).
Вот и узнали мы ваши сокровенные тайны, ибо ягоды и цветы – это ваше отношение к чужому добру.
- Продолжаем наш путь. Снова поляна. А на ней стоит чисто-кровный арабский скакун. Что будете с ним делать? (отвечают).
Вот так мы и узнали ваше отношение к вашему обществу.
- И вот финал нашего пути – море. Каким вы его видите? (отвечают).
Вот о такой бурной или тихой жизни и любви вы мечтаете. И пусть сбудутся все ваши самые добрые мечты и планы.
Шуточные игровые тесты:
2.     Задание: Написать 5 названий домашних и диких животных.
 Затем ведущий говорит первую часть фразы, а все играющие продолжают, читая названия своих животных по-порядку написания.
(1. на работе ( в школе) я как…; 2. дома я как…: 3. в любви я как…: 4. Думаю я о себе, что я … : 5. А на самом деле я… )
3.     Задание. Нарисовать фантастическое животное и дать ему название.
  1. Если у вашего животного отсутствуют рога, зубы, клыки, острые углы, то вы добрый и мягкий человек, если наоборот, то вы агрессивный человек.
  2. Если есть уши, то вы внимательны.
  3. Если есть хвост, то вы принципиальны, а если хвост загнут вверх, то вы хвастливый.
  4. Если есть нос, то вы любопытный.
  5. Если есть ноги и все они в одной плоскости, то вы устроены в жизни и твердо стоите на ногах, самостоятельны.
  6. Если название животного и части от названия не существуют в жизни, в словаре, то вы человек творческий.
4.     Задание. Нарисовать человека из геометрических фигур, не менее 10 фигур, затем посчитать, каких фигур больше. Значение фигур: треугольник – означает лень и сексуальность, круг – доброта, квадрат – практичность, ромб, трапеция – творческий характер.
5. Задание: Написать 5 строчек из своих любимых песен и проверить свой характер. (1-ю строчку песни вы пели, когда родились, 2-ю спели в 16 лет, 3-ю спели или споете в новобрачную ночь. 4-ю после новобрачной ночи. 5-ю, уходя на пенсию).
6. Задание: Написать пять прилагательных, затем составить портрет своей невесты или жениха ( такая голова, фигура, походка, ноги, глаза или душа)
Анимационная игра имеет свои особенности, но существуют общие педагогические требования к организации и проведению игр:
  1. Игра не должна быть опасной, но не следует избегать и трудных элементов, связанных с проявлением смелости, решительности.
  2. Игровой инвентарь, различные атрибуты и реквизит должен быть безопасен, удобен, гигиеничен.
  3. В игре нельзя допускать эмоционального перенапряжения играющих и болельщиков, ибо игровые эмоции настолько возбуждают играющих, увлекают их, что они иногда не могут правильно оценить свои возможности и действия.
  4. В игре важно умело и правильно распределить роли, как главные, так и второстепенные. При этом можно использовать следующие приемы:
а) выбор роли по принципу: кто кем хочет быть.
б) распределение ролей самим организатором.
в) жеребьевка, проводимая в виде считалок.
         В процессе игры полезно менять роли участников, т.к. иногда постоянное исполнение той или иной роли воспитывает такие отрицательные качества, как зазнайство, чувство превосходства и др.
  1. В командных играх необходимо следить за тем, чтобы команды были равны по силам.
  2. Очень важно четко, правильно и грамотно объяснить правила и условия игры. Нужно объяснить по следующей схеме: название игры, роли играющих, ход игры, правила игры. Объяснение сопровождать показом или небольшой репетицией. Участники должны хорошо запомнить правила игры и не нарушать их.
  3. Особое внимание необходимо уделить судейству игр. Судья обязан строго следить за точностью выполнения правил игры, чтобы не снизить воспитательного эффекта.
  4. Очень важно правильно подвести итоги игры. Целесообразно привлекать к разбору игр самих играющих. Объективный анализ приучает к правильной оценке своих действий, повышает сознательную дисциплину.
  5. Игровые знания должны быть посильны. Основа любой игры – преодоление препятствий в достижении цели. Следует помнить, что быстро наскучит игра, если победа в ней дается слишком легко или условия игры не выполнимы. Необходимо, чтобы все участники имели примерно одинаковую умственную и физическую нагрузку, иначе интересно к игре продает.
  6. Задания должны быть последовательны и логичны. Необходимо учитывать характер предшествующих занятий и настроения играющих. Если это были занятия, требующие больших физических или умственных усилий, то нужна веселая, малоподвижная и несложная игра. Нагрузка в играх возрастает в соответствии с эмоциональным и физическим состоянием участников, связанным с соревнованиями и преодоление препятствий.
Аниматору надо всегда знать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», ибо только тогда он сможет составить интересную программу. Аниматор – артист, которой использует в своей работе элементы цирка, театра, эстрады, искусство хормейстера и хореографа, иллюзиониста, лектора и, что самое главное – искусство импровизатора, где необходимы большие организаторские способности, тонкое чувство юмора, моментальная находчивость, умение чувствовать аудиторию, вовлекать в игру и управлять ею. Постоянная собранность, самоконтроль, динамичный темперамент, энергичный жест подчиняют окружающих и поведение аниматора принимается как должное, а его уверенность импонирует, внушает доверие. Простодушная веселость привлекает людей, они ждут, что придумает этот человек с лукавой улыбкой, и обычно к концу вечера или программы, разумеется, аниматор-профессионал уже становится добрым другом, с которым интересно встретится еще. Чтобы успех всегда сопутствовал вам, дорогие коллеги, помните и выполняйте следующие заповеди:
Заповеди ведущего анимационной игровой программы:
1.      Твой голос, язык – это твой инструмент, относись к нему бережно.
2.      Внешний вид, сценический костюм, сценический образ, твое умение держаться, твое лицо «по одежке встречают, по уму провожают».
3.      Помни: «Красота хорошо, но обаяние лучше».
4.      Будь приветливым, радушным, доброжелательным по отношению к зрителям.
5.      Никогда не успокаивайся на достигнутом, постоянно ищи новое. Совершенствуй свое мастерство и расширяй репертуар.
6.      Никогда не говори о том, чего не знаешь, а знай больше того, что говоришь.
7.      Яркий красочный реквизит – украшение твой программы.
8.      «Больше дела, меньше слов».
9.      Не давай ставить себя в неловкое положение, обладай чувством юмора, будь находчивым в нужный момент, импровизируй достойно.
10. Будь хорошим психологом, педагогом, режиссером, аниматором, актером.
          Сумей показать свою творческую индивидуальность,
          наиболее      сильные стороны своего дарования.
11. Знай приемы, манки вовлечения в игру.
12. Сумей выбрать из зрителей интересных людей, они твои помощники.
13. Будь тактичен и вежлив с партнером и музыкантом.
14. Не позволяй себе «оскорблять публику».
                                             Советы сценаристу
Составление сценария – это наиболее трудоемкая часть работы организатора игры. От его умения работать с литературой, его общей эрудиции, его вкуса зависит качество сценария.
Генкин Д.М. считает, что сценарий – это художественно-педагогическая программа организации информации и управления аудиторией. Сценарий можно составлять по-разному: тезисно, подробно. Вот несколько советов, необходимых в любом случае:
·   в сценарий должны быть внесены стихи, прозаические отрывки, тексты ведущего и исполнителей ролей;
·   в сценарии обязательно должны быть отмечены все музыкальные и шумовые фрагменты с указанием композиторами и авторов слов;
·   в сценарии должны быть указаны световые эффекты, технические приемы, художественно-изобразительные средства, игровой реквизит, средства активизации зрителей;
·   при формировании сценария необходимо указывать: место проведения, дату написания, жанр сценария, аудиторию, автора или составителя сценария; действующих лиц, игровой реквизит и дать советы режиссеру-постановщику или организатору программы;
·   сценарий должен быть композиционно выстроен (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка-финал).
Существует два периода роботы над сценарием:
1.      Подготовительный – рождение замысла. В него входят:
а)     выбор темы, определение сверхзадачи,
б)     изучение литературы и документов,
в)     определение состава действующих лиц, краткая их характеристика, поиск интересных людей, фактического материала.
г)      подготовка выразительных средств и средств активизации зрителей,
д)     выбор жанра сценария, поиски конфликта,
е)     краткое содержание основных вопросов и последовательность событий.
2.      Написание сценария
По следующей схеме:
а)     Определение сюжета, сценарного хода.
б)     Логическое расположение и работа над связками эпизодов сценария, их монтажа.
в)     Написание литературного сценария согласно законам драматургии и композиции.
г)      Оформление сценария.
                        Сценарии анимационных игровых программ
         Такие сценарии могут быть: тематическими, зрелищно-развлекательными, сюжетно-ролевыми, театрализованными. Сложнее всего написать театрализованный сценарий.  
Наличие темы, сюжета, конфликта, художественного приема, сценарного хода, образа, в котором выступает ведущий игровой программы, делают ее более выразительной и впечатляющей. Поэтому сценарист, ведущий анимационной программы должен постоянно развивать свои творческие способности и обладать сценарными навыками и умениями. Это прежде всего:
1.      Умение анализировать (расчленять общее на составные):
- Определение темы, проблемы, целевой установки;
- Поиск, отбор и изучение материала под углом предполагаемой темы.
2. Умение синтезировать (соединять разрозненное в целом):
     - Преобразование и переосмысление материала;
     - Использование приема монтажа, композиция построения.
3. Умение прогнозировать поведение участников и аудитории.
4. Литературно-журналистские умения и навыки:
     - Описание действия, поведения героев;
     - Создание текстов для ведущих, персонажей (монолог, диалог);
     - Подбор стихов, фрагментов из произведений, документального материала;
     - Проведение интервью, написание заметки, информации, рецензии и т.д.
         Сценарист должен постоянно развивать в себе такие качества как наблюдательность, воображение и драматургическую логику при помощи специальных упражнений, тренингов.
Упражнения на развитие наблюдательности
Задание 1. Подберите самостоятельно загадки, пословицы и поговорки, выпишите их и проанализируйте. Составьте небольшой связный рассказ из пословиц и поговорок.
Задание 2. Предлагается игра с анаграммами. Из каждых двух слов надо образовать третье – название профессии. Буквы нужно использовать полностью, без остатка и добавления новых (Луна + стриж = …; стон + омар =…; эклер + кит =…; сани + тип =…; уран + лик =…).
Задание 3. Придумайте самостоятельно 5 анаграмм на тему профессий или другую тему, скажем, название животных.
Задание 4. Найдите ассоциацию, сближающую два понятия:
                   - изумруд
                   - молодой.
Задание 5. Найдите ассоциацию, сближающую два понятия:
                   - небо – кровь - Дунай
Задание 6. Предлагается создать ассоциативную цепочку. Возьмем, например, два таких отдельных понятия, как «древесина» и «мяч». Достаточно четырех промежуточных ассоциаций, чтобы перейти от древесины к мячу. Каждая из ассоциаций естественна: древесина – лес, лес – поле, поле – футбольное, футбольный – мяч. Возьмем два других слова: «небо» и «чай». Связь между ними устанавливается с помощью четырех естественных ассоциаций: небо – земля, земля – вода, вода – пить, пить – чай. Предлагаемый тест состоит из 12 пар слов, между которыми необходимо установить ассоциативный переход: башмак – проблема, герой – дальность, мимоза – лифт, рояль – странник, букашка – давка, седок – видение, роща – утка, класс – взрыв, иголка – зубр, рыболов – почерк, царапина – пустота, миля – отбор. Кто успеет в течение получаса составить 6 ассоциативных цепочек, тот обладает богатыми и гибкими ассоциативными связями. Ассоциативная цепочка из шести звеньев оценивается в 10 баллов, из пяти – в 12 баллов, из четырех – 15, из трех – 18 баллов, из двух – 20 баллов. Результат 100 баллов – очень высокий.
Задание 7. Прочтите стихотворение Романа Сефа «Что на что похоже?». Попытайтесь определить на что похожи: молния, кленовый лист, бабочка, кресло, ночной город, восход солнца
Упражнения на развитие воображения.
Задание 1. Перечислить профессии, в которых воображение наряду с наблюдательностью играет ведущую роль и почему?
Задание 2. Вообразите человека без воображения: руководителя предприятия, литературного критика. Напишите рецензию от лица данного критика на сказку К. Чуковского «Муха-цокотуха».
Задание 3. Придумайте рифмы к следующим словам: дерево, клуб, игра, дискотека, небо.
Задание 4. Сделайте анализ сценариев по следующей схеме:
·         Качество, подборки материала литературного и художественного, стоимость и простота игрового реквизита, техническая оснащенность.
·         Дифференциация аудитории.
·         Средства активизации участников программ и художественно-выразительные средства.
·         Эстетическая ценность и драматургия сценария (художественные образы, наличие конфликта, драматургического хода, композиции и т.д.)
·         Проблематичность и актуальность.
·         Оригинальные находки.
·         Правильность выбора формы, соответствие ее содержанию, доступность.
Л.Н. Коган считает, что «способности формируются в процессе воспитания и, главным образом, в процессе самой практической деятельности». А если это так, то значит, секреты сценарного мастерства могут быть достигнуты только лишь при упорном, кропотливом труде.
Я желаю вам всем успеха и пусть всегда с Вами рядом по жизни идут:
Игры, удача и труд.
 
 
                   В.В.Корякова – доцент кафедры режиссуры Тюменского государственного института искусств и культуры, директор ЦДТ «Аленушка»
 
 
Темы этой статьи
 
 
© 2011
Корпоративная культура
 
 
 
Работает на Cornerstone