«Методика составления и проведения игровых программ»
Существует целый ряд различных игр с их законами и правилами. Поэтому перед педагогикой игры, в том числе и анимационной, стоят задачи: установить, какие из игр развивают положительные качества; определить средства педагогического воздействия, изучить и научно обосновать технологию проведения игры.
Существует целый ряд различных игр с их законами и правилами. Поэтому перед педагогикой игры, в том числе и анимационной, стоят задачи: установить, какие из игр развивают положительные качества; определить средства педагогического воздействия, изучить и научно обосновать технологию проведения игры.
Практическая деятельность диктует необходимость классификации игр по целому ряду признаков:
1. По принципу физической активности и по силе физической нагрузки (спокойные, малоподвижные, подвижные);
2. В зависимости от количества играющих и способа их организации (индивидуальные, парные, групповые, командные и массовые);
3. По месту их проведения (в комнатах отдыха, клубном фойе, игры с эстрады, на игровом поле, на воде и т.д.);
4. По времени действия (зимние, летние);
5. По проявлению способностей (игры-конкурсы, состязания на ловкость, силу, внимание и т.д.);
6. По возрастным группам (детские, юношеские, для взрослых и т.д.)
Для анимационных игр и развлечений наиболее приемлема классификация по организационно-методическому принципу: Это спортивные игры, игры хороводного типа, аттракционы, настольные игры, интеллектуальные игры (викторины, анаграммы, шарады и т.д.), импровизационные игровые конкурсы, аукционы, задачи-шутки, игровые тесты. Именно игровые тесты составляют основной репертуар аниматора.
Предлагаю несколько игр-тестов:
Тест для снятия напряжения и знакомства:
1. Аниматор: Представьте себе, что вы сейчас не в зале, а идете по дороге. Скажи, по какой дороге вы идете, какой вы ее себе представляете (отвечают зрители). Очень хорошо, а ведь это дорога вашей жизни. У одних она светлая, чистая, ровная, у других – грязная и в булыжниках.
Идем дальше. Дорогу окружает лес. Какой он? (отвечают). Вот такие люди и окружают вас. Вас окружают белоствольные березки, а вас могучие дубы, а у вас смешанный лес, значит и люди разные рядом с вами и добрые, и злые, и высокие, и низкие. Хорошо! Продолжаем наш путь. Идем! Идем! И вдруг дорогу нам преграждает большой и страшный медведь. Как вы поступите? Что будете делать? (отвечают). Встреча с медведем говорит о вашем умении ладить с людьми. Одни у вас убегут, другие закричат не него, а третьи заиграют ему на гармошке. Вот так и в жизни бывает.
- Идем дальше. Дальше не дороге лежит связка ключей. Что будете с ними делать? (отвечают).
Вот так, повесите на веточку, пнете ногой, а вы возьмете с собой и правильно сделаете, так как это было ваше личное счастье.
- Идем дальше. На дороге лежит драгоценный красивый кувшин с содержимым внутри. Но что там внутри – не знаете. Что будете делать с кувшином? (отвечают).
Кувшин – это мужчина или женщина и, соответственно, отсюда ваше отношение к мужскому или женскому полу. Одни его в милицию сдадут, другие в музей за 25%, третьи позовут хозяина и, если его нет – заберут себе.
- Идем дальше. И видим поляну, на ней растут цветы и ягоды. Что будете с ними делать? (отвечают).
Вот и узнали мы ваши сокровенные тайны, ибо ягоды и цветы – это ваше отношение к чужому добру.
- Продолжаем наш путь. Снова поляна. А на ней стоит чисто-кровный арабский скакун. Что будете с ним делать? (отвечают).
Вот так мы и узнали ваше отношение к вашему обществу.
- И вот финал нашего пути – море. Каким вы его видите? (отвечают).
Вот о такой бурной или тихой жизни и любви вы мечтаете. И пусть сбудутся все ваши самые добрые мечты и планы.
Шуточные игровые тесты:
2. Задание: Написать 5 названий домашних и диких животных.
Затем ведущий говорит первую часть фразы, а все играющие продолжают, читая названия своих животных по-порядку написания.
(1. на работе ( в школе) я как…; 2. дома я как…: 3. в любви я как…: 4. Думаю я о себе, что я … : 5. А на самом деле я… )
3. Задание. Нарисовать фантастическое животное и дать ему название.
- Если у вашего животного отсутствуют рога, зубы, клыки, острые углы, то вы добрый и мягкий человек, если наоборот, то вы агрессивный человек.
- Если есть уши, то вы внимательны.
- Если есть хвост, то вы принципиальны, а если хвост загнут вверх, то вы хвастливый.
- Если есть нос, то вы любопытный.
- Если есть ноги и все они в одной плоскости, то вы устроены в жизни и твердо стоите на ногах, самостоятельны.
- Если название животного и части от названия не существуют в жизни, в словаре, то вы человек творческий.
4. Задание. Нарисовать человека из геометрических фигур, не менее 10 фигур, затем посчитать, каких фигур больше. Значение фигур: треугольник – означает лень и сексуальность, круг – доброта, квадрат – практичность, ромб, трапеция – творческий характер.
5. Задание: Написать 5 строчек из своих любимых песен и проверить свой характер. (1-ю строчку песни вы пели, когда родились, 2-ю спели в 16 лет, 3-ю спели или споете в новобрачную ночь. 4-ю после новобрачной ночи. 5-ю, уходя на пенсию).
6. Задание: Написать пять прилагательных, затем составить портрет своей невесты или жениха ( такая голова, фигура, походка, ноги, глаза или душа)
Анимационная игра имеет свои особенности, но существуют общие педагогические требования к организации и проведению игр:
-
Игра не должна быть опасной, но не следует избегать и трудных элементов, связанных с проявлением смелости, решительности.
-
Игровой инвентарь, различные атрибуты и реквизит должен быть безопасен, удобен, гигиеничен.
-
В игре нельзя допускать эмоционального перенапряжения играющих и болельщиков, ибо игровые эмоции настолько возбуждают играющих, увлекают их, что они иногда не могут правильно оценить свои возможности и действия.
-
В игре важно умело и правильно распределить роли, как главные, так и второстепенные. При этом можно использовать следующие приемы:
а) выбор роли по принципу: кто кем хочет быть.
б) распределение ролей самим организатором.
в) жеребьевка, проводимая в виде считалок.
В процессе игры полезно менять роли участников, т.к. иногда постоянное исполнение той или иной роли воспитывает такие отрицательные качества, как зазнайство, чувство превосходства и др.
-
В командных играх необходимо следить за тем, чтобы команды были равны по силам.
-
Очень важно четко, правильно и грамотно объяснить правила и условия игры. Нужно объяснить по следующей схеме: название игры, роли играющих, ход игры, правила игры. Объяснение сопровождать показом или небольшой репетицией. Участники должны хорошо запомнить правила игры и не нарушать их.
-
Особое внимание необходимо уделить судейству игр. Судья обязан строго следить за точностью выполнения правил игры, чтобы не снизить воспитательного эффекта.
-
Очень важно правильно подвести итоги игры. Целесообразно привлекать к разбору игр самих играющих. Объективный анализ приучает к правильной оценке своих действий, повышает сознательную дисциплину.
-
Игровые знания должны быть посильны. Основа любой игры – преодоление препятствий в достижении цели. Следует помнить, что быстро наскучит игра, если победа в ней дается слишком легко или условия игры не выполнимы. Необходимо, чтобы все участники имели примерно одинаковую умственную и физическую нагрузку, иначе интересно к игре продает.
-
Задания должны быть последовательны и логичны. Необходимо учитывать характер предшествующих занятий и настроения играющих. Если это были занятия, требующие больших физических или умственных усилий, то нужна веселая, малоподвижная и несложная игра. Нагрузка в играх возрастает в соответствии с эмоциональным и физическим состоянием участников, связанным с соревнованиями и преодоление препятствий.
Аниматору надо всегда знать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», ибо только тогда он сможет составить интересную программу. Аниматор – артист, которой использует в своей работе элементы цирка, театра, эстрады, искусство хормейстера и хореографа, иллюзиониста, лектора и, что самое главное – искусство импровизатора, где необходимы большие организаторские способности, тонкое чувство юмора, моментальная находчивость, умение чувствовать аудиторию, вовлекать в игру и управлять ею. Постоянная собранность, самоконтроль, динамичный темперамент, энергичный жест подчиняют окружающих и поведение аниматора принимается как должное, а его уверенность импонирует, внушает доверие. Простодушная веселость привлекает людей, они ждут, что придумает этот человек с лукавой улыбкой, и обычно к концу вечера или программы, разумеется, аниматор-профессионал уже становится добрым другом, с которым интересно встретится еще. Чтобы успех всегда сопутствовал вам, дорогие коллеги, помните и выполняйте следующие заповеди:
Заповеди ведущего анимационной игровой программы:
1. Твой голос, язык – это твой инструмент, относись к нему бережно.
2. Внешний вид, сценический костюм, сценический образ, твое умение держаться, твое лицо «по одежке встречают, по уму провожают».
3. Помни: «Красота хорошо, но обаяние лучше».
4. Будь приветливым, радушным, доброжелательным по отношению к зрителям.
5. Никогда не успокаивайся на достигнутом, постоянно ищи новое. Совершенствуй свое мастерство и расширяй репертуар.
6. Никогда не говори о том, чего не знаешь, а знай больше того, что говоришь.
7. Яркий красочный реквизит – украшение твой программы.
8. «Больше дела, меньше слов».
9. Не давай ставить себя в неловкое положение, обладай чувством юмора, будь находчивым в нужный момент, импровизируй достойно.
10. Будь хорошим психологом, педагогом, режиссером, аниматором, актером.
Сумей показать свою творческую индивидуальность,
наиболее сильные стороны своего дарования.
11. Знай приемы, манки вовлечения в игру.
12. Сумей выбрать из зрителей интересных людей, они твои помощники.
13. Будь тактичен и вежлив с партнером и музыкантом.
14. Не позволяй себе «оскорблять публику».
Советы сценаристу
Составление сценария – это наиболее трудоемкая часть работы организатора игры. От его умения работать с литературой, его общей эрудиции, его вкуса зависит качество сценария.
Генкин Д.М. считает, что сценарий – это художественно-педагогическая программа организации информации и управления аудиторией. Сценарий можно составлять по-разному: тезисно, подробно. Вот несколько советов, необходимых в любом случае:
· в сценарий должны быть внесены стихи, прозаические отрывки, тексты ведущего и исполнителей ролей;
· в сценарии обязательно должны быть отмечены все музыкальные и шумовые фрагменты с указанием композиторами и авторов слов;
· в сценарии должны быть указаны световые эффекты, технические приемы, художественно-изобразительные средства, игровой реквизит, средства активизации зрителей;
· при формировании сценария необходимо указывать: место проведения, дату написания, жанр сценария, аудиторию, автора или составителя сценария; действующих лиц, игровой реквизит и дать советы режиссеру-постановщику или организатору программы;
· сценарий должен быть композиционно выстроен (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка-финал).
Существует два периода роботы над сценарием:
1. Подготовительный – рождение замысла. В него входят:
а) выбор темы, определение сверхзадачи,
б) изучение литературы и документов,
в) определение состава действующих лиц, краткая их характеристика, поиск интересных людей, фактического материала.
г) подготовка выразительных средств и средств активизации зрителей,
д) выбор жанра сценария, поиски конфликта,
е) краткое содержание основных вопросов и последовательность событий.
2. Написание сценария
По следующей схеме:
а) Определение сюжета, сценарного хода.
б) Логическое расположение и работа над связками эпизодов сценария, их монтажа.
в) Написание литературного сценария согласно законам драматургии и композиции.
г) Оформление сценария.
Сценарии анимационных игровых программ
Такие сценарии могут быть: тематическими, зрелищно-развлекательными, сюжетно-ролевыми, театрализованными. Сложнее всего написать театрализованный сценарий.
Наличие темы, сюжета, конфликта, художественного приема, сценарного хода, образа, в котором выступает ведущий игровой программы, делают ее более выразительной и впечатляющей. Поэтому сценарист, ведущий анимационной программы должен постоянно развивать свои творческие способности и обладать сценарными навыками и умениями. Это прежде всего:
1. Умение анализировать (расчленять общее на составные):
- Определение темы, проблемы, целевой установки;
- Поиск, отбор и изучение материала под углом предполагаемой темы.
2. Умение синтезировать (соединять разрозненное в целом):
- Преобразование и переосмысление материала;
- Использование приема монтажа, композиция построения.
3. Умение прогнозировать поведение участников и аудитории.
4. Литературно-журналистские умения и навыки:
- Описание действия, поведения героев;
- Создание текстов для ведущих, персонажей (монолог, диалог);
- Подбор стихов, фрагментов из произведений, документального материала;
- Проведение интервью, написание заметки, информации, рецензии и т.д.
Сценарист должен постоянно развивать в себе такие качества как наблюдательность, воображение и драматургическую логику при помощи специальных упражнений, тренингов.
Упражнения на развитие наблюдательности
Задание 1. Подберите самостоятельно загадки, пословицы и поговорки, выпишите их и проанализируйте. Составьте небольшой связный рассказ из пословиц и поговорок.
Задание 2. Предлагается игра с анаграммами. Из каждых двух слов надо образовать третье – название профессии. Буквы нужно использовать полностью, без остатка и добавления новых (Луна + стриж = …; стон + омар =…; эклер + кит =…; сани + тип =…; уран + лик =…).
Задание 3. Придумайте самостоятельно 5 анаграмм на тему профессий или другую тему, скажем, название животных.
Задание 4. Найдите ассоциацию, сближающую два понятия:
- изумруд
- молодой.
Задание 5. Найдите ассоциацию, сближающую два понятия:
- небо – кровь - Дунай
Задание 6. Предлагается создать ассоциативную цепочку. Возьмем, например, два таких отдельных понятия, как «древесина» и «мяч». Достаточно четырех промежуточных ассоциаций, чтобы перейти от древесины к мячу. Каждая из ассоциаций естественна: древесина – лес, лес – поле, поле – футбольное, футбольный – мяч. Возьмем два других слова: «небо» и «чай». Связь между ними устанавливается с помощью четырех естественных ассоциаций: небо – земля, земля – вода, вода – пить, пить – чай. Предлагаемый тест состоит из 12 пар слов, между которыми необходимо установить ассоциативный переход: башмак – проблема, герой – дальность, мимоза – лифт, рояль – странник, букашка – давка, седок – видение, роща – утка, класс – взрыв, иголка – зубр, рыболов – почерк, царапина – пустота, миля – отбор. Кто успеет в течение получаса составить 6 ассоциативных цепочек, тот обладает богатыми и гибкими ассоциативными связями. Ассоциативная цепочка из шести звеньев оценивается в 10 баллов, из пяти – в 12 баллов, из четырех – 15, из трех – 18 баллов, из двух – 20 баллов. Результат 100 баллов – очень высокий.
Задание 7. Прочтите стихотворение Романа Сефа «Что на что похоже?». Попытайтесь определить на что похожи: молния, кленовый лист, бабочка, кресло, ночной город, восход солнца
Упражнения на развитие воображения.
Задание 1. Перечислить профессии, в которых воображение наряду с наблюдательностью играет ведущую роль и почему?
Задание 2. Вообразите человека без воображения: руководителя предприятия, литературного критика. Напишите рецензию от лица данного критика на сказку К. Чуковского «Муха-цокотуха».
Задание 3. Придумайте рифмы к следующим словам: дерево, клуб, игра, дискотека, небо.
Задание 4. Сделайте анализ сценариев по следующей схеме:
· Качество, подборки материала литературного и художественного, стоимость и простота игрового реквизита, техническая оснащенность.
· Дифференциация аудитории.
· Средства активизации участников программ и художественно-выразительные средства.
· Эстетическая ценность и драматургия сценария (художественные образы, наличие конфликта, драматургического хода, композиции и т.д.)
· Проблематичность и актуальность.
· Оригинальные находки.
· Правильность выбора формы, соответствие ее содержанию, доступность.
Л.Н. Коган считает, что «способности формируются в процессе воспитания и, главным образом, в процессе самой практической деятельности». А если это так, то значит, секреты сценарного мастерства могут быть достигнуты только лишь при упорном, кропотливом труде.
Я желаю вам всем успеха и пусть всегда с Вами рядом по жизни идут:
Игры, удача и труд.
В.В.Корякова – доцент кафедры режиссуры Тюменского государственного института искусств и культуры, директор ЦДТ «Аленушка»