В российских компаниях господствует бюрократия

Share

В российских компаниях господствует бюрократия

В маленьких компаниях больше всего ценят креативность и новаторство, в то время как средние держатся за счет контроля и бюрократии.
В маленьких компаниях больше всего ценят креативность и новаторство, в то время как средние держатся за счет контроля и бюрократии. В крупных компаниях, помимо этого, ценят соперничество и даже агрессивность, а корпоративная культура крупнейших российских корпораций базируется на семейных ценностях и доверии. В России нет господствующего типа корпоративной культуры, который бы присутствовал в большинстве компаний. Однако некоторые виды можно выделить. 
Первый типа – бюрократический – основывается на стремлении к контролю и стабильности. В таких компаниях много формальных процедур. Их представители считают этот подход верным и эффективным. «Хоть у нас и царит бюрократия, но без неё наступит анархия», - говорят они.
Бюрократический тип корпоративной культуры – самый распространенный в России. По данным опроса исследовательского центра рекрутингового портала SuperJob.ru, именно эти принципы выделяют представители 29% компаний, работающих в нашей стране. Чаще всего такой тип корпоративной культуры господствует в средних по размеру компаниях. Среди организаций со штатом 500-1000 человек таких 46%. Также бюрократия весьма популярна в компаниях с численностью персонала от 1000 до 5000 человек (39%) и от 100 до 500 (35%).
Между тем, среди самих сотрудников намного больше тех, кто называет корпоративную культуру своей компании бюрократической. Так ответили 40% респондентов. Причем их ответу носят явно более негативную окраску. «Полное равнодушие ко всему: к работе, к окружающим, начиная от руководителя и заканчивая простыми сотрудниками»; «Поиск виноватых и полная безответственность», - характеризуют они организации, в которых работают.
Активно-креативный тип корпоративной культуры приветствует новаторство, риск, творчество, стремление к работе «на передовых рубежах». В таких компаниях ценят индивидуальность каждого сотрудника. Этим принципам следуют 25% российских организаций. Активно-креативный тип корпоративной культуры господствует в самых маленьких компаниях со штатом до 50 сотрудников. 40% таких организаций отдают ему предпочтение. Некоторые работодатели, избравшие такую форму корпоративной культуры, отмечают, что от инициативности и новаторства напрямую зависит зарплата сотрудников.
Стоит отметить, лишь каждый пятый сотрудник сказал, что в компании, где он работает, придерживаются принципов активно-креативной корпоративной культуры.
В компаниях семейного корпоративного типа сотрудники друг о друге заботятся. В них господствуют взаимное доверие и преданность. В России 24% компаний приветствуют именно эти принципы. Самыми большими фанатами семейных ценностей являются наиболее крупные компании с численностью персонала больше 5 тысяч человек. Работодатели отмечают, что в их компаниях «тепло и уютно». Некоторые из них отмечают, что в их компании семейный стиль в прямом смысле слова: «Семейный, потому что почти все сотрудники устраивались по знакомству».
В этом типе корпоративной культуры число работодателей и сотрудников, назвавших его, почти совпало: 23% сотрудников отнесли свою компанию к этой культуре. Кроме того, они тоже отмечают настоящую семейность их фирм: «Всё пущено на самотёк. А семейный – потому, что половина фирмы родственников». В целом сотрудники критично настроены по отношению к этому корпоративному типу: «Это только на первый взгляд... А на самом деле – каждый смотрит, как бы свою часть работы переложить на коллегу...»; «Все готовы друг друга подставить в любой момент».
Руководство компаний с корпоративной культурой предпринимательского типа поощряет соперничество и даже некоторую агрессивность. В них приветствуется достижение цели любой ценой. Это не слишком распространенный в России тип, его принципами руководствуются 22% работодателей. Чаще всего предпринимательская корпоративная культура распространена в крупных компаниях (1000-5000 человек). «В джунглях выживает сильнейший. Нет ничего беспощаднее, чем бизнес»; «Ещё поощряется стукачество и подхалимство»; «Лишь бы деньги компании приносили, а там… хоть по головам иди», - комментируют представители этих компаний.
Не менее критично к такому типу корпоративной культуры относятся и сами сотрудники. 19% опрошенных сказали, что компании, в которых они работают придерживаются предпринимательского стиля. «Никому ничего не надо. Каждый сам за себя»; «Просто полный беспорядок», - говорят они.

Таким образом, российские компании весьма разнообразны по типам корпоративной культуры. Но, сколько бы их представители не говорили о семейности и креативности, сами сотрудники жалуются на засилие бюрократии.

Автор: Юлия Рышкина, обозреватель Финам.Инфо
Темы этой статьи
 
 
 
© 2011
Корпоративная культура
 
 
 
Работает на Cornerstone