Корпоративная этика

Share

Корпоративная этика

Гимн мясников. Об особенностях российской и американской корпоративной этики
Андрей Шароградский (Москва)
Ирина Лагунина: Корпоративная культура на предприятиях и в организациях (как частных, так и государственных) уже давно - предмет пристального изучения. Важным, хотя и не главным, элементом такой культуры является корпоративный гимн, призванный объединить сотрудников во имя общей цели. В России в последние годы появилось множество корпоративных гимнов. Их форма и, особенно, содержание часто вызывает недоумение, но позволяет делать выводы о том, чем российская корпоративная культура отличается от западной. Корпоративные гимны слушал, сравнивал и анализировал вместе с экспертом мой коллега Андрей Шароградский

Андрей Шароградский: Корпоративная песня появилась на свет в Японии вскоре после Второй мировой войны. Считается, что первый корпоративный гимн был создан по инициативе Такеши Митараи, президента всемирно известной теперь компании Canon. Рассказывает автор исследования о роли гимнов в корпоративной культуре социолог Татьяна Галицкая

Татьяна Галицкая: Работа на предприятии была деморализована, люди не очень понимали, зачем им работать, когда может все рухнуть на следующий день. Нужно было как-то воодушевить, скажем так, людей, а гимн является хорошим способом воодушевить кого бы то ни было. Это все появилось в компании Canon изначально, директор которой ввел тогда специальную философию на своем предприятии, которая отразилась в гимне. То есть был написан текст песни, в которой пелось о спонтанности, о организованности, о гармонии какой-то. Это называлось философией "сан жи", она просуществовала 20 лет и помогла собственно компании.

Андрей Шароградский: Довольно быстро гимн стал частью корпоративной культуры и в Америке.

Татьяна Галицкая: Америка заинтересовалась неожиданным экономическим подъемом, наступившим в Японии. Собственно, они нуждались в тот момент в чем-то подобном. Тогда началось с компании IBM, я бы не сказала, что это была первая компания, одна из первых, гимн посвящался Томасу Уолтону-старшему, основателю. Потому что там решили объединить сотрудников под эгидой основателя компании. Мы все служим этому человеку, этот человек гений, он нас приведет нас туда, куда нужно, мы ему помочь, мы все должны работать вместе.

Андрей Шароградский: Очевидно, что философия американской корпоративной культуры сильно отличалась от японской.

Татьяна Галицкая: Но это известное отличие американской культуры от японской, что она считается более индивидуалистичной, более направленной на личный успех и менее ориентированной на долгосрочные перспективы. Поэтому там было про то, что уже завтра мы займем мировые позиции ведущие. В Японии они не говорили ни о каком главенстве на мировом рынке, они говорили о том, чтобы им хорошо работать вместе, чтобы у них была гармония, чтобы они были защищены.

Андрей Шароградский: В отличие от японских гимнов-панегириков, напоминающих евангелические псалмы, на западе большим успехом пользовались гимны-марши, подчеркивающие динамизм и энергию команды. Впрочем, без сентиментально-воодушевляющих баллад тоже не обошлось, Гимн компании KPMG, к примеру, вполне мог бы стать одним из победителей Евровидения.
В Россию корпоративная культура пришла в конце 90-х годов, когда руководителями предприятий впервые становились люди, получившие образование на Западе. Появилось множество книг по менеджменту и корпоративной культуре, так что и появление корпоративных гимнов было для того времени волне естественным
Татьяна Галицкая: Появилось очень много литературы по маркетингу, по менеджменту, у нас начали пытаться управлять на предприятии не как бог на душу положит и не по старым советским традициям, а как-то научно, с научным подходом западным. И вместе с этим пришли гимны. Первым делом, когда начали вводить корпоративную культуру в России, ее попытались содрать калькой, сделать ровно то же самое, что было в Америке, и это, конечно, не работало. Потому что у нас другая культура, другое отношение к начальнику. Например, компания "Эйвон", которая пришла на российский рынок, они перевели свой гимн американский абсолютно калькой, то есть если сравнить английскую и русскую версию, текст звучит одинаково. И на русском языке это звучит устрашающе, потому что гимн напоминает религиозную песню, потому что там свет в глазах, благословение и все остальное.

Андрей Шароградский: Специалисты отмечают, что корпоративная культура в России во многом демонстративна и стала в некоторой степени данью моде. С готовностью предлагают корпорациям и фирмам создать свой гимн консалтинговые компании. Это проще, чем глубоко проникать в проблемы корпоративной культуры того или иного предприятия. Социолог Татьяна Галицкая.

Татьяна Галицкая: Корпоративная культура, она должна вообще-то вырастать сама внутри организации, чтобы ее насадить снаружи, придти и рассказать, как они должны работать, во что они должны верить, какие должны быть ценности - это очень сложно. Это надо долго изучать, что есть, с чем ты работаешь. Так делают далеко не всегда. Думают, что если попытаются ввести какой-то образец, люди сразу по этому образцу начнут жить. Люди отторгают такие вещи мгновенно.

Андрей Шароградский: Не все компании, желающие во что бы то ни стало жить по законам корпоративной этики, готовы платить специалистам. Проще обойтись своими силами или обратиться в одно из множества недорогих агентств по формированию имиджа, которые предлагают, в частности, и написать гимн.

Татьяна Галицкая: Во-первых, все понимают воздействие музыки, объединяющее воздействие музыки, которое действительно может объединить людей в команду. Начальники, директора, воодушевившись этим всем, заказывают гимны. Есть два способа обзавестись гимном. Первый - это заказать гимн музыкальной студии, кстати, на радио есть такая сторонняя практика, что иногда записывают гимн некоторые радиостанции. Рекламы таких музыкальных студий можно найти в интернете, это те же ровно студии, которые пишут каких-то исполнителей музыкальных. И они за относительно небольшие деньги сочинят текст, подберут к ним какую-то музыку. Разумеется, это будет песня, которая не имеет отношения к тому, что происходит на предприятии, к каким-то ценностям. То есть в лучшем случае будет упоминаться о виде деятельности компании, скорее всего ее название, но никакой философии организационной там быть не может.

Андрей Шароградский: В результате в России стали появляться гимны, чьи тексты вызывают, мягко говоря, недоумение. Один из таких гимнов хорошо известен за пределами компании, для которой он был создан.

Татьяна Галицкая: Тут руководство пошло по второму пути, тут не стали обращаться ни в какие студии, объявили конкурс на предприятии: господа, напишите текст, напишите гимн. Для этого чаще всего берется какая-то попсовая композиция, какая-нибудь музыка, под которую слова подбирают сами сотрудники. И если говорить конкретно про этот гимн, то в принципе решать какие-то задачи он может. То есть основная задача гимна какова – соответственно, воодушевить людей и объединить. И если мясники написали такой текст, если он их всех устраивает, а я думаю, что он их устраивает, я не знаю, что чувствует топ-менеджмент этого завода, это не завод – это московский хладокомбинат, это их гимн и, конечно, я не уверена, что топ-менеджерам нравится этот текст. Но мясников вполне может воодушевлять. То есть я буквально вижу как они, размахивая кружками пива, сидят в каком-нибудь заведении.

Андрей Шароградский: Еще один пример корпоративного гимна, вкусы авторов которого вызывают у многих вопросы.
Государственные компании с удовольствием обращаются к теме патриотизма. Часто тоже плохо зная меру.

Татьяна Галицкая: Эта компания, поскольку работает на государство, естественно, они обратились к патриотизму. Тут все логично. Если брать зарубежный гимн какой-нибудь компании, то песня, которая говорит об общей мечте, о том, что они к этой мечте идут, там нет очевидных глупостей - и это важно. И более того, музыкальное сопровождение могло б быть не банальным маршем, а чем-то своим собственным.

Андрей Шароградский: Впрочем, пафос корпоративного гимна компании "Каскад" меркнет рядом со словами популярного сейчас среди ЖЖ-пользователей гимна Следственного комитета при прокуратуре России.

Татьяна Галицкая: Главное заявить, что у нас есть гимн. Его исполняют на каких-то организационных мероприятиях, более того, ролики лежат в интернете с сотрудниками, которые исполнят гимн компании. Стараются, чтобы это заметили. На самом деле, когда я делала исследование по гимнам, я столкнулась с тем, что американские компании напротив свои гимны прячут. Мне нужно было для анализа, я написала несколько писем в разные компании, и очень многие мне ответили, что гимн является частью корпоративной тайны, то есть они не готовы им подлиться.

Андрей Шароградский: Объединять сотрудников, оказывается, может не только музыка, но и тишина.

Татьяна Галицкая: Дело в том, что в корпоративной культуре все методы хороши. Пытаются пользоваться любыми средствами для того, чтобы сотруднику в компании было лучше, чтобы было хорошо, чтобы он ходил на работу с удовольствием. Например, в одной американской компании появилось такое понятие как "круг молчания". Каждый день сотрудники собираются на час в рабочее время для того, чтобы поговорить, и поговорить не о делах, а о каких-то своих проблемах, мыслях, литературе, о кино, о чем угодно. И эти разговоры начинаются с 20-минутного молчания, когда все сидят в конференц-зале и молчат, тем самым настраиваясь на смену волны, уходя от рабочего процесса, переходя к своим собственным мыслям. Считается, что это укрепляет связь между сотрудниками.

Андрей Шароградский: Итак, молчание - как еще одна эффективная форма коллективного единения. Отметим, что на государственных предприятиях 20-минутки патриотического молчания кроме всего прочего сэкономили бы деньги налогоплательщиков, необходимые для создания корпоративного гимна.



Read more: http://www.svobodanews.ru/content/transcript/1869679.html#ixzz0WX1yIlpm

Темы этой статьи
 
 
 
© 2011
Корпоративная культура
 
 
 
Работает на Cornerstone