Поиск работы и социальные сети

Share

Поиск работы и социальные сети

Поиск работы и социальные сети: около 80% искали работу по знакомству, 30% делали это при помощи социальных сервисов
RUметрика провела исследование возможностей поиска работы посредством социальных сетей – насколько этот вариант популярен у соискателей и работодателей, какие соцсети для этого подходят, какие наиболее востребованы у тех и других аудиторий.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОИСКА РАБОТЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ РУНЕТА
  • около 80% пользователей признают, что пользовались услугами знакомых при трудоустройстве
  • личное обращение за помощью в поиске работы намного превышает по популярности звонки, электронные письма, сетевую переписку
  • за помощью в поиске работы треть пользователей обращается к друзьям, около пятой части – к коллегам, примерно столько же – к родственникам
  • услугами социальных сетей при поиске работы пользовались когда-либо около 30% опрошенных
  • наиболее популярны у ищущих работу пользователей социальные сети по поиску и восстановлению прежних знакомств (58%), далее следуют блоги (35%) и только на третьем месте специализированные соцсети для установления рабочих контактов (33%)
ЗНАКОМСТВА И ПОИСК РАБОТЫ
В условиях массовых увольнений и сокращения числа активных вакансий, люди начинают искать работу всеми возможными способами. RUметрика уже проводила исследование рынка рекрутмента в Рунете, отметив как рост популярности и посещаемости работных сайтов, так и увеличение конкуренции на них, сложившемся соотношении 1 вакансия к 3,7 резюме.
Несмотря на широкие возможности традиционных методов поиска работы (биржи труда, кадровые агентства, специализированные печатные издания, сетевые ресурсы по трудоустройству), в рамках онлайн-опроса RUметрики выяснилось, что помощью знакомых при трудоустройстве пользовались более 80% респондентов.
Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос «Искали ли вы работу «по знакомству»?»
Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос «Искали ли вы работу «по знакомству»?»
Как правило, обращение к помощи знакомых в поиске работы происходит при личной встрече – более 40% ответивших выбрали именно этот способ. Затем следует вариант всех обзвонить, разослать sms с просьбой помочь в трудоустройстве – 10,8%. И, наконец, активная рассылка резюме, написание писем, сообщений в интернет-пейджерах (ICQ, GTalk и др.) всем контактам соискателями избирается в 7% случаев.
Более трети респондентов при устройстве на работу прибегают к помощи друзей. 22 процентам ответивших помогли родственные связи, около 19% соискателей воспользовались подмогой коллег (в том числе и бывших). Другие знакомые приняли участие в поисках работы 8% ответивших, одноклассники с однокурсниками и друзья друзей – по 5% соответственно.
Рисунок 2. Какие знакомства могут помочь при трудоустройстве (опрос Руметрики)
Рисунок 2. Какие знакомства могут помочь при трудоустройстве (опрос Руметрики)
При этом сетевым знакомствам, как выясняется, вопросы трудоустройства наши сограждане пока не очень доверяют. Услугами социальных сетей, сообществ, их отдельных сервисов (рассылка сообщений друзьям и друзьям друзей, изменение статуса на сайте на «ищу работу» и др.) в Интернете пользовались около трети опрошенных.
ВАРИАНТЫ ПОИСКА РАБОТЫ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ В РУНЕТЕ
Невысокий процент доверия российских пользователей социальных сетям можно объяснить, с одной стороны, сравнительно недавним их появлением и распространением в Рунете. С другой – тем, что зарегистрированные на них люди попросту не осознают всех возможностей ресурсов: это не только вероятность найти давних знакомых и снова наладить с ними контакты, но также вполне реальная возможность завести новые полезные знакомства в том числе в профессиональной сфере. Так называемое «правило шести рукопожатий» положенное в основу современных социальных сетей, гласит, что максимальная длина цепочки для знакомства двух любых людей на Земле составляет всего шесть пожатий рук. И это правило максимально полно раскрывается при поиске работы.
Рисунок 3. Варианты поиска работы в сети через социальные сети
Рисунок 3. Варианты поиска работы в сети через социальные сети
Однако как сильно различаются социальные сети между собой, так отличается и подход в использовании их в качестве инструмента для поиска работы.
ВКонтакте и Одноклассники.ru скорее позволяют сообщить всем своим знакомым о намерении найти работу в надежде, что у кого-нибудь из них есть на примете подходящая вакансия.
Так же можно действовать, связавшись с сетевыми знакомыми через блоги и прочие онлайн-сервисы, однако у них есть ещё одно преимущество: в том же Livejournal.com (Живой Журнал), например, существует более 20 специализированных сообществ для поиска работы как по географическому признаку, так и по сферам занятости, видам работ (разовые, фриланс, полный рабочий день – и это не считая многочисленных профессиональных сообществ, где также можно поместить объявление о поиске работы). В Рамблер-Планета, в свою очередь, есть свыше 500 профессиональных сообществ, благодаря которым работу находят немалое число участников.
Совершенно иной подход к поиску работы демонстрируют так называемые профессиональные социальные сети. Мой Круг, E-xecutive и Профессионалы.ру – это ресурсы, на которых пользователи размещают резюме с теми отличиями, что названные сайты дополнительно обладают широким функционалом для общения пользователей между собой, самовыражения (блоги), знакомств, рекомендаций (как работников, так и полезных ресурсов, книг и т.п.).
Хабарахабр – социальная сеть и коллективный блог IT-направленности, объединяющий пользователей, интересующихся компьютерными технологиями, Интернетом и всем, что с ними связано. Помимо общения на близкие темы, обсуждения насущных новостей и совместного творчества, заинтересованные лица могут просмотреть специальный раздел для ищущих работу и связаться с работодателями не покидая сайт.
«Gooroo» - новый для Рунета проект, рекомендательная сеть, в которой регистрируются компании-работодатели и эксперты (гуру), рекомендующие компаниям кандидатов из своего круга знакомств. Если отрекомендованный экспертом соискатель успешно пройдёт собеседование и будет принят на работу – гуру получит комиссионные за удачно проведённую сделку.
Кроме того, специализированные ресурсы по найму персонала в последнее время всё больше стремятся налаживать контакты с профессиональными социальными сетями – так во второй половине февраля представителями Работа@Mail.ru и HeadHunter был запущен партнёрский проект с соцсетью Мой Круг для того, чтобы работодатели могли публиковать вакансии на нескольких ресурсах «одним кликом». В условиях растущей популярности соцсетей и популярности HR-услуг это ощутимый шаг вперёд как для традиционных рекрутинговых ресурсов, так и для социальных сетей, в которых довольно остро ощущается нехватка именно работодателей.
ОСОБЕННОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Помимо небольшой распространённости сервисов поиска работы в неспециализированных социальных сетях и незнании о них определённой части пользователей, у этого способа трудоустройства есть ещё один немаловажный аспект - соискателей на таких сайтах во много раз больше чем рекрутеров. Социальные сети в Рунете по каким-то причинам не особо жалуют работодатели. С другой стороны, на них в последнее время всё активнее стали регистрироваться представители кадровых агентств, что вселяет надежду на большую результативность этого канала поиска работы в будущем.
Так в чём же особенность поиска работы (и сотрудников) в социальных сетях – что отличает их от традиционных каналов трудоустройства?
Во-первых, традиционные каналы по рекрутингу, в большинстве своём, обладают статичной информацией, для подтверждения которой рекрутеру в случае необходимости нужно искать контакты, связываться с бывшим начальством соискателя, его преподавателями и т.д. Кроме того, статичное резюме быстро теряет актуальность, а далеко не все соискатели регулярно их обновляют.
Что касается учётных записей в социальных сетях, владельцы обычно стараются поддерживать их актуальное состояние, чаще склонны давать ссылки на свои прежние работы, поддерживать контакты с прежними коллегами, преподавателями.
Во-вторых, если соискатель и указывает в резюме на работном сайте рекомендации с прежнего места работы – это его слова, для подтверждения которых работодателю необходимо будет дополнительно искать контакты этих лиц, связываться с ними и уточнять достоверность представленной информации.
В профессиональных социальных сетях сервисы рекомендаций, как правило, уже реализованы, причём таким образом, чтобы по мере необходимости можно было легко связаться с рекомендующим, уточнить какие-то данные, обсудить какие-либо моменты.
В-третьих, контакты работодатель-соискатель в рамках традиционных рекрутерских ресурсов подчёркнуто официальны и зачастую сводятся к приглашению на собеседование, либо уточнению какой-либо информации.
Социальные сети в силу более широких возможностей самовыражения пользователей, свободы общения, позволяет познакомиться соискателю и работодателю в неформальной манере, обсудить профессиональные вопросы, составить более полное мнение о квалификации, интересах, характере друг друга, спокойно обсудить организационные моменты и т.д.
Это что касается взгляда на социальные сети с позиции работодателя. Соискатели на вопрос с помощью каких социальных сетей искали работу в рамках онлайн-опроса RUметрики отвечали следующее: около 60% респондентов вообще отрицают вариант поиска работы через них, ещё 16,9% указывают другие социальные сети, к которым они обращались. У оставшихся мнения разделились между самыми популярными в Рунете ресурсами подобной направленности.
Лидируют наиболее посещаемые социальные сети Одноклассники.ru, ВКонтакте и Мой Мир - в сумме около 58% пользователей использовали данные этих ресурсов для поиска работы. На 4 и 5 месте расположились сообщества Рамблер-Планета и Блоги@Mail.ru – с помощью них нашли работу по 16% участников. Специализированные сообщества по поиску работы, Мой Круг и Профессионалы.ру, занимают 6 и 7 места соответственно, и включают примерно пятую долю ищущих работу посредством этих сервисов. Еще из подобных ресурсов нужно отметить E-xecutive и Хабарахабр, оказавшиеся так же в первой десятке самых популярных социальных сервисов и сообществ для поиска работы в Рунете.
Рисунок 4. ТОР 10 наиболее популярных социальных сервисов и сообществ для поиска работы в Рунете
Рисунок 4. ТОР 10 наиболее популярных социальных сервисов и сообществ, используемых пользователями для поиска работы
Если же рассматривать поиск работы через специализированные социальные сервисы в сумме, то получается, что они собрали около трети (33%) ответов пользователей. Видимо соискатели всё-таки предпочитают обращаться к реально знакомым людям, а также писать о поиске работы в блогах и неспециализированных соцсетях. К профессиональным социальным сетям по поиску работы интерес пока меньше, что довольно сильно противоречит прогнозам аналитиков, считающих, что будущее за большим разграничением социальных сетей по тематике и в том числе узких направлений для профессионалов разных областей, ищущих работу.
С другой стороны, как отмечает Ася Анистратенко, ведущий консультант группы поиска персонала ТРИЗА EXCLUSIVE, основную часть участников интернет-сообществ, социальных сетей и блогов составляют молодые специалисты с незначительным опытом или менеджеры средней успешности, поскольку мало кому удается энергично общаться через Интернет и при этом эффективно и много работать. Серьезный специалист в поисках возможностей дальнейшего развития обращается к специализированным "работным" порталам – hh.ru, rabota.ru, Рамблер-Вакансии и другим. На фоне активных коммуникаторов меньшая аудитория специалистов, обращающихся к профессиональным соцсетям, кажется не такой массовой и складывается обманчивое впечатление, что они малоэффективны.
Темы этой статьи
Рубрика
  • Executive
 
 
© 2011
Корпоративная культура
 
 
 
Работает на Cornerstone