Бренд-менеджер
Большинство товаров на российском рынке сегодня имеют свое "фирменное" имя. В условиях конкурентной борьбы компании прилагают поистине титанические усилия, чтобы закрепить название и репутацию продукта в сознании потребителей. Бренд-менеджер (от англ. «brand» - «знак, маркировка, клеймо» и «manager» - «управляющий, глава, директор») – это специалист, управляющий образом продукта в сознании покупателей и ответственный за его реноме.
Исследовательский центр портала SuperJob.ru в сентябре 2008 года изучил предложения работодателей и ожидания претендентов на позицию «Бренд-менеджер» в 9 городах России.
Основной обязанностью бренд-менеджеров является разработка стратегии продвижения продукта на рынок и развития бренда. Осуществляя свою миссию, представители этой профессии разрабатывают маркетинговые и рекламные мероприятия, участвуют в подготовке рекламно-информационных материалов, организуют презентации и семинары, проводят переговоры с партнерами и поставщиками. Бренд-менеджеры выполняют маркетинговый анализ конкурентного окружения, исследуют и прогнозируют потребности и спрос, изучают эффективность маркетинговых и рекламных кампаний, планируют бюджет. Помимо перечисленного выше такие специалисты ответственны за разработку ценовой политики бренда, формирование ассортимента и планирование продаж.
Средняя заработная плата московских бренд-менеджеров составляет 65000 руб., на одну вакансию в столице приходится 4 кандидата. В Санкт-Петербурге бренд-менеджеры зарабатывают в среднем 50000 руб. в месяц, на каждое свободное рабочее место здесь приходится 6 соискателей. В Ростове-на-Дону и Самаре средняя зарплата представителей этой профессии составляет 25000 и 24000 руб. соответственно. Рыночный спрос на бренд-менеджеров в этих городах примерно равен предложению. Данные по другим городам, принимавшим участие в исследовании, представлены ниже (см. таблицы).
Пробовать силы в этой профессии могут специалисты с высшим или неполным высшим техническим образованием, закончившие курсы бренд-менеджмента, а также выпускники и студенты маркетинговых факультетов вузов. Однако при этом одним из основных требований работодателей является опыт работы от 1 года в должности маркетолога, продакт-менеджера, ассистента бренд-менеджера или аналитика в отделе маркетинга. Претенденты на должность бренд-менеджера должны продемонстрировать знание основ маркетинга и медиапланирования, навыки оценки эффективности рекламных компаний и планирования объемов продаж. Возможными пожеланиями к соискателям в данном зарплатном диапазоне могут стать знание английского языка на разговорном уровне и готовность к командировкам. Начинающие бренд-менеджеры в столице могут претендовать на зарплату 30000-50000 руб., в городе на Неве – 20000-36000 руб., в Ростове-на-Дону и Самаре – 14000-22000 руб.
На более высокое жалование могут рассчитывать бренд-менеджеры, проработавшие в данной должности не менее 1-3 лет, имеющие опыт разработки и выведения на рынок торговой марки, проведения маркетинговых исследований, анализа рынка, разработки стратегии продвижения продукта. Претенденты должны продемонстрировать знание основ экономического анализа, принципов, методов и технологий брендинга, а также высокие коммуникативные и переговорные навыки. В данном зарплатном диапазоне от соискателей требуется знание английского языка на разговорном или свободном уровне. Работодателей также интересуют навыки кандидатов в части анализа эффективности рекламной кампании, планирования бюджета и построения эффективной системы продаж. Максимум в данном зарплатном диапазоне для Москвы составляет 80000 руб., для северной столицы – 65000 руб., для Ростова-на-Дону и Самары – 36000 руб.
Для того чтобы считаться асом бренд-менеджмента, потребуется опыт работы в крупной российской или иностранной компании и опыт вывода на рынок технически сложных продуктов. В столице такие специалисты зарабатывают до 150000 руб., в Санкт-Петербурге – до 120000 руб., в Ростове-на-Дону и Самаре – до 70000 руб.
Исследование рынка труда показало, что непростое занятие – развивать бренды и управлять ими – выбирают в основном молодые женщины с высшим образованием, свободно владеющие английским языком. Две трети от общего числа соискателей должности бренд-менеджера составляют представительницы прекрасной половины человечества, 69% претендентов еще не исполнилось 30 лет. Диплом вуза имеется у 90% бренд-менеджеров. Английским языком на разговорном или свободном уровнях владеют около 60% представителей этой профессии, примерно столько же бренд-менеджеров прошли специализированные курсы или имеют квалификационные сертификаты.
Регионы исследования: гг. Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Омск, Самара, Уфа.
Время проведения исследования: сентябрь 2008 г.
Единица измерения: российский рубль.
Объект изучения: предложения работодателей и ожидания претендентов на позицию «Бренд-менеджер».
Типичный функционал:
- разработка стратегии продвижения продукта на рынок и развития бренда;
- маркетинговый анализ конкурентного окружения, анализ и прогнозирование потребностей и спроса;
- разработка маркетинговых и рекламных мероприятий, подготовка рекламно-информационных материалов, участие в выставках, организация презентаций и семинаров;
- разработка ценовой политики, формирование ассортимента, планирование продаж;
- проведение переговоров с партнерами или поставщиками;
- анализ эффективности маркетинговых и рекламных кампаний;
- планирование бюджета.
Требования к позиции: тип занятости - полный рабочий день.
Уровень оплаты труда специалиста определяется благосостоянием компании, переченем должностных обязанностей, опытом работы по специальности, уровнем развития профессиональных навыков.
Анализ информации по уровням оплаты труда специалиста:
(без учета бонусов, дополнительных льгот и компенсаций)
Регион |
Минимальный |
Максимальный |
Мода |
Медиана |
Нижний квартиль |
Верхний квартиль |
Среднее арифметическое |
Индекс востребованности
(резюме/вакансии) |
Москва |
30 000 |
150 000 |
50 000 |
65 000 |
50 000 |
80 000 |
65 100 |
4 |
Санкт-Петербург |
20 000 |
120 000 |
40 000 |
50 000 |
36 000 |
65 000 |
48 400 |
6 |
Екатеринбург |
19 000 |
90 000 |
30 000 |
40 000 |
28 000
|
48 000 |
38 500 |
1 |
Нижний Новгород |
15 000 |
75 000 |
25 000 |
32 000 |
23 000 |
38 000 |
31 100 |
5 |
Новосибирск |
17 000 |
80 000 |
28 000 |
36 000 |
25 000 |
42 000 |
34 800 |
1 |
Ростов-на-Дону |
14 000 |
70 000 |
25 000 |
30 000 |
22 000 |
36 000 |
29 800 |
1 |
Омск |
13 000 |
65 000 |
22 000 |
28 000 |
20 000 |
33 000 |
26 700 |
1 |
Самара |
14 000 |
70 000 |
24 000 |
29 000 |
22 000 |
36 000 |
29 800 |
1 |
Уфа |
14 000 |
70 000 |
24 000 |
30 000 |
21 000 |
35 000 |
29 200 |
1 |
Пояснения к таблице »
Исследование массива данных о заработных платах в исследуемых регионах позволяет выделить несколько основных зарплатных диапазонов, каждый из которых характеризуется определенным типичным набором требований и пожеланий к кандидату. Каждый последующий зарплатный диапазон включает в себя требования, сформулированные для предыдущих.
Регион |
Диапазон I |
Диапазон II
|
Диапазон III |
Москва |
до 50 000 |
50 000 - 80 000 |
свыше 80 000 |
Санкт-Петербург |
до 36 000 |
36 000 - 65 000 |
свыше 65 000 |
Екатеринбург |
до 28 000 |
28 000 - 47 000 |
свыше 47 000 |
Нижний Новгород |
до 23 000 |
23 000 - 38 000 |
свыше 38 000 |
Новосибирск |
до 25 000 |
25 000 - 42 000 |
свыше 42 000 |
Ростов-на-Дону |
до 22 000 |
22 000 - 36 000 |
свыше 36 000 |
Омск |
до 20 000 |
20 000 - 33 000 |
свыше 33 000 |
Самара |
до 22 000 |
22 000 - 36 000 |
свыше 36 000 |
Уфа |
до 21 000 |
21 000 - 35 000 |
свыше 35 000 |
Пояснения к таблице »
Исследование массива данных о заработных платах в исследуемых регионах позволяет выделить несколько основных зарплатных диапазонов, каждый из которых характеризуется определенным типичным набором требований и пожеланий к кандидату. Каждый последующий зарплатный диапазон включает в себя требования, сформулированные для предыдущих.
№ |
Зарплатный диапазон |
Требования и пожелания к профессиональные навыкам |
1 |
I |
- высшее / неполное высшее образование (техническое+профильные курсы / маркетинговое);
- ПК – уверенный пользователь;
- знание основ маркетинга, медиапланирования, оценки эффективности рекламных компаний, планирования объемов продаж;
- опыт работы от 1 года маркетологом, продакт-менеджером, ассистентом бренд-менеджера, аналитиком в отделе маркетинга;
- возможные пожелания:
- знание английского языка на разговорном уровне;
- готовность к командировкам;
|
2 |
II |
- высокие коммуникативные и переговорные навыки;
- знание английского языка на разговорном или свободном уровне;
- знание основ экономического анализа;
- знание принципов, методов и технологий брендинга;
- навыки анализа эффективности рекламной кампании, планирования бюджета;
- навыки построения системы продаж;
- опыт проведения маркетинговых исследований, анализа рынка, разработки стратегии продвижения продукта;
- опыт разработки и выведения на рынок торговой марки;
- опыт работы бренд-менеджером 1-3 года;
|
3 |
III |
- высшее образование (маркетинг);
- опыт вывода на рынок технически сложных продуктов;
- опыт работы в крупной / иностранной компании.
|
Статистические данные:
-
возрастной диапазон наиболее востребованных рынком труда бренд-менеджеров 25-45 лет; бренд-менеджеры в возрасте до 30 лет составляют 69% от общего числа специалистов; в возрасте от 30 до 40 лет – 27%;
-
67% бренд-менеджеров – женщины;
-
38% бренд-менеджеров владеют английским языком на базовом уровне или уровне, достаточном для чтения специализированной литературы; на разговорном или свободном уровнях – около 60%;
-
90% бренд-менеджеров имеют высшее образование, 8% - неполное высшее;
-
60% бренд-менеджеров прошли специализированные курсы или имеют квалификационные сертификаты;
-
60% бренд-менеджеров имеют водительские права категории «В»
Сравнить с результатами исследования, проведённого в сентябре 2007 года