Зачем компании дресс-код?

Share

Зачем компании дресс-код?

Начнем с того, что дресс-код в региональных российских компаниях – пока еще нечастое явление. Исследовательский центр «Super Job» провел опрос среди 1500 офисных работников из разных регионов РФ и выяснил, что лишь 8-10% российских компаний строго регламентируют требования к одежде своих сотрудников. 36% участников заявили, что «они ходят на работу в чем душе угодно».

«Подводные камни» и преимущества корпоративного стиля

Начнем с того, что дресс-код в региональных российских компаниях – пока еще нечастое явление.
Исследовательский центр «Super Job» провел опрос среди 1500 офисных работников из разных регионов РФ и выяснил, что лишь 8-10% российских компаний строго регламентируют требования к одежде своих сотрудников. 36% участников заявили, что «они ходят на работу в чем душе угодно». Треть (33%) респондентов утверждали, что в их компании дресс-код официально не регламентирован, но негласно в определенных элементах одежды соблюдается. 13% опрошенных отозвались утвердительно о наличии офисного стиля в их компании, однако заметили, что соблюдается он далеко не всегда. 9% участников исследования ответили, что «обязательные требования к одежде установлены только для отдельной категории работников».

Что такое дресс-код и зачем он нужен компании?
Дресс-код - это предписанный стиль одежды, поддерживающий имидж организации. В зарубежных и крупных российских компаниях правила дресс-кода могут быть прописаны в уставе компании, либо в трудовых контрактах сотрудников, могут оговариваться при приеме на работу, регулироваться другими внутренними распорядительными документами. Во многих фирмах строгое соблюдение дресс-кода обязательно с понедельника по четверг, а в пятницу позволителен произвольный (smart casual) стиль одежды.

Многие кировские работодатели всерьез говорят о том, что часто недовольны внешним видом своих подчиненных. По их мнению, сотрудники и сотрудницы не всегда понимают, какой стиль уместен в офисе, а какой нет. Больше всего проблем возникает летом: в жару работники стараются «раздеться». Дамы нередко приходят на работу в прозрачных кофточках и мини-юбках, а молодые люди - в майках и шортах, что зачастую негативно сказывается на имидже организации.
Согласитесь, если вы придете в банк и увидите, что его сотрудники ходят «кто в чем пожелает», например, в ярких пляжных рубашках – вряд ли вам захочется оставлять там свои деньги. Впрочем, несмотря на высказываемое руководителями недовольство, в кировских организациях дресс-код внедряется с определенными трудностями. Почему?

Подводные камни
Разумеется, каждый руководитель сам решает вводить в компании дресс-код или обойтись без условностей в одежде. Однако плюсы такого регламента очевидны: определенная униформа персонала — это продолжение корпоративной культуры и способ продемонстрировать хорошее состояние дел в компании. А также - уважение к партнерам и клиентам, которые не отвлекаются на лишние детали и сосредоточены исключительно на деле. Введение определенного вида одежды дисциплинирует самих сотрудников, настраивает на деловой лад и создает у коллектива ощущение единой команды.
Правда, в случае с введением дресс-кода, главное - не «перегнуть палку», не допустить типичных ошибок.

На самом деле, ошибка всего одна, но большая. А именно: руководители впадают в крайность.
Как показывает практика крупных российских компаний, чтобы ввести дресс-код и не нанести урон лояльности сотрудников, достаточно утвердить требования лишь в основных элементах одежды.
Нет необходимости предписаний в одежде превращать в комедию, то есть указывать все в деталях: размер каблука, длину юбки в сантиметрах, цвет туфель.
Это вызовет вполне оправданный гнев со стороны сотрудников, а тем более, сотрудниц.
При этом стиль одежды зависит от того, чем компания занимается. Можно требовать стандартизации какого-то общего элемента гардероба – например, галстука определенного цвета для мужчин или блузки для женщин.

Принцип «золотой середины» отлично поняли и воплотили в компании «Евросеть»: обязательным атрибутом сотрудника компании является желтый «верх» - платье, рубашка, майка любого фасона.

Наталья Швейкина, PR-менеджер поволжского филиала компании «Евросеть»:
- В нашей компании можно одеваться как нравится, стричься, делать татуировки и пирсинг, быть любого вероисповедания и половой ориентации - компания "Евросеть" не регламентирует личных вкусов своих сотрудников. Единственное условие - у наших продавцов на работе должны присутствовать в одежде элементы желтого цвета, цвета компании «Евросеть». Наша компания предоставляет сотрудникам возможность выбрать из большого количества модных моделей, в том числе и из уникальной коллекции "Андресскод бай "Евросеть" - коллекции футболок со смешными картинками и надписями.
Мы не отмечаем никакого недовольства сотрудников, наоборот, им это нравится. Например, майки «андресскод» покупают не только продавцы, но и многие офисные сотрудники компании. Это стильные, качественные вещи...

Однако, не в каждой компании сотрудники с радостью принимают решение руководства регламентировать их внешний вид. Как рассказала PR-менеджер компании «Рамстелл» Наталья Нагаева, к решению ввести в компании единый фирменный стиль многие работники отнеслись с недоверием:

- Введение дресс-кода – это одна из составляющих наших изменений. Мы решили создать единый фирменный стиль: начиная от визиток и рекламы и заканчивая внешним видом сотрудника. Причем, речь идет о каких-то элементах одежды, а не об униформе, единой для всех. К сожалению, нужно отметить, что идея с дресс-кодом пока не нашла достаточного понимания у сотрудников, считающих, что это в какой-то степени ущемляет их права. Персонал пока не достаточно понимает все «плюсы» нововведений, но мы будем над этим работать. Вообще, стоит отметить, что в Кирове введение «фирменной» одежды идет достаточно тяжело. Возможно, дело в менталитете, а возможно, что одно дело прийти в компанию с уже сложившимся дресс-кодом, а другое - пережить изменения «на себе».

Ради справедливости стоит отметить, что, при решении о введение единого корпоративного стиля, придется продумать, как минимум, два нюанса.
Первое – это помещение-гардероб, раздельный для мужчин и женщин, где сотрудники смогут переодеваться из повседневной одежды в одежду с символикой фирмы.

Второе – решить вопрос о том, кто будет оплачивать приобретение новой одежды. Как показала российская практика, наиболее приемлемым для всех вариантом является покупка компанией корпоративной одежды за свой счет, а затем постепенное вычитание стоимости «обновок» из зарплаты сотрудника. Если ввести дресс-код исключительно за счет сотрудников, это вызывает, во-первых, бурю недовольства, а во-вторых, покупку наиболее дешевой одежды из возможных вариантов, что также скажется на имидже компании.

Целесообразность
Целесообразность дресс-кода для конкретной компании – тоже вопрос немаловажный. Важно понять сможет ли унифицированная одежда повлиять на конечный результат или это будут только лишние траты, раздражение подчиненных и текучка кадров.
Требование поддерживать определенный деловой стиль для сотрудника, напрямую общающегося с клиентами, оправдано и понятно. А вот жесткие требования для людей «творческих» профессий или для тех, кто практически не общается на работе с «внешним миром» - весьма сомнительный шаг.

В любом случае, хочется отметить, что одной из важных предпосылок успешного введения корпоративного стиля, является заблаговременный разговор с коллективом. Если дресс-код в компании уже существует, то информация о нем должна обязательно доводиться до всех новичков и соискателей. Некоторых людей наличие дресс-кода может смутить и даже стать причиной их отказа от работы.

Светлана Муравьева
Темы этой статьи
 
 
 
© 2011
Корпоративная культура
 
 
 
Работает на Cornerstone