HR-брендирование становится основным методом развития российских компаний
Подведены итоги исследования «HR-БРЭНД» среди российских и иностранных фирм
Подведены итоги исследования «HR-БРЭНД» среди российских и иностранных фирм
Компания HeadHunter в преддверии подведения итогов Премии «HR-БРЭНД» провела исследования HR-брендирования среди отечественных и иностранных предприятий.
Всего в исследовании принимали участие 72 компании, наиболее активно участвующие в формировании своего HR – бренда. Было установлено, что наиболее активно участвуют в формировании HR-бренда крупные компании с численностью персонала более 1000 человек, работающие в таких отраслях как FMCG, розничные сети, информационные технологии, финансы и страхование. Такие компании наиболее часто используют в качестве метода проверки новых сотрудников психологические тесты, многоступенчатое собеседование, рекомендации сотрудников.
Исследование выявило, что по составляющим социального пакета российские и иностранные компании практически не отличаются. Но пока иностранные компании лидируют по уровню создания условий для работников.
Отрасль деятельности и численность персонала компаний, участвующих в исследовании, % от общего числа компаний
Отрасль, в которой работает компания
|
Численность персонала в компании
|
Итого
|
менее 100
|
100-500 человек
|
500-1000 человек
|
Более 1000 человек
|
FMCG, розничные сети
|
|
3
|
3
|
17
|
23
|
Информационные технологии
|
1
|
6
|
4
|
4
|
16
|
Финансы и страхование
|
1
|
3
|
|
10
|
14
|
Телекоммуникации, связь
|
|
|
1
|
7
|
8
|
Услуги и бизнес-услуги
|
4
|
1
|
|
3
|
8
|
Строительство и недвижимость
|
|
|
1
|
6
|
7
|
Производство
|
|
1
|
1
|
3
|
6
|
Агропромышленный комплекс
|
|
|
1
|
3
|
4
|
Маркетинг, реклама, PR, брендинг
|
|
3
|
|
|
3
|
Промышленность
|
|
|
|
3
|
3
|
Транспорт, логистика
|
|
|
1
|
1
|
3
|
Автомобильный бизнес
|
|
|
|
1
|
1
|
Многопрофильный холдинг
|
|
|
|
1
|
1
|
Образование
|
1
|
|
|
|
1
|
СМИ, Медиа
|
|
|
|
1
|
1
|
Туристический и ресторанный бизнес
|
|
|
|
1
|
1
|
Итого
|
8
|
17
|
14
|
61
|
100
|
Наиболее активно участвуют в формировании HR-бренда крупные компании с численностью персонала более 1000 человек, работающие в таких отраслях как FMCG, розничные сети, информационные технологии, финансы и страхование.
В более чем половине компаний, участвующих в исследовании, HR-службы существуют уже более 7 лет. Тем не менее, есть компании, в которых HR-департамент существует менее года.
Срок существования HR-службы в компаниях
|
% компаний
|
До 1 года
|
6
|
От 1 года до 3 лет
|
11
|
От 3 лет до 5 лет
|
17
|
От 5 лет до 7 лет
|
14
|
От 7 лет до 10 лет
|
13
|
Более 10 лет
|
38
|
Количество сотрудников в HR – службе
|
% компаний
|
1-5
|
31
|
6-10
|
16
|
11-20
|
35
|
21-30
|
4
|
Более 50
|
16
|
Средняя численность сотрудников в HR-службах – 14 человек.
Методы проверки новых сотрудников
|
По всем компаниям, % компаний
|
Российские компании, % компаний
|
Иностранные компании, % компаний
|
Психологические тесты
|
92
|
83
|
100
|
Многоступенчатое собеседование
|
60
|
58
|
63
|
Рекомендации сотрудников и руководителей
|
40
|
52
|
17
|
Проверка службой безопасности
|
39
|
44
|
29
|
Методы оценки профессиональных качеств кандидата
|
32
|
35
|
25
|
Анкета кандидата
|
17
|
13
|
25
|
Аssesment-центр
|
11
|
8
|
17
|
Пробный день
|
6
|
8
|
0
|
Домашнее задание
|
1
|
2
|
0
|
Стажировка
|
1
|
2
|
0
|
Наиболее часто используемые методы проверки новых сотрудников: психологические тесты, многоступенчатое собеседование, рекомендации сотрудников. Также достаточно часто применяется проверка службой безопасности.
Assesment-центр есть в компаниях, работающих в следующих отраслях: финансы и страхование, услуги и бизнес-услуги, FMCG. Assesment-центр при проверке новых сотрудников более активно используют иностранные компании. Также большая доля иностранных компаний, по сравнению с российскими компаниями, использует анкетирование, психологические тесты и многоступенчатое собеседование. Российские компании чаще прибегают к рекомендациям сотрудников и руководителей, проверке служб безопасности, методам проверки профессиональных качеств кандидата.
Способы подбора персонала
|
% компаний
|
Подбор силами собственной службы по подбору персонала
|
100
|
Рекомендации сотрудников, знакомых
|
97
|
Подбор с помощью кадровых агентств
|
83
|
Подбор персонала по рекомендациям сотрудников и знакомых используют чаще, чем подбор с помощью кадровых агентств.
Методы привлечения соискателей
|
По всем компаниям, % компаний
|
Российские компании, % компаний
|
Иностранные компании, % компаний
|
Публикация вакансий на job-сайтах
|
96
|
96
|
96
|
Публикация вакансий на собственном сайте
|
96
|
98
|
92
|
Сотрудничество с учебными заведениями
|
94
|
92
|
100
|
Участие в ярмарках вакансий
|
85
|
81
|
92
|
Публикация материалов о компании в изданиях, посвященных поиску работы
|
81
|
81
|
79
|
PR компании: публикации о компании в деловых и профессиональных изданиях
|
76
|
71
|
88
|
Премия за рекомендацию
|
57
|
48
|
75
|
Организация внешних мероприятий (конкурсы)
|
54
|
48
|
67
|
Проведение дня открытых дверей компании
|
32
|
27
|
42
|
Реклама (рассылка листовок по почте, размещение стикеров в метрополитене, реклама на ТВ, реклама в метро и т.д.)
|
17
|
19
|
13
|
Общение в профессиональных сообществах
|
7
|
6
|
8
|
Используют социальные сети
|
3
|
2
|
4
|
Публикации в корпоративной газете
|
1
|
2
|
|
Сотрудничество со службами занятости
|
1
|
|
4
|
Служба по трудоустройству "Телефонгазета"
|
1
|
2
|
|
Наиболее часто используемые способы привлечения соискателей – это публикация вакансий на job-сайтах, публикация вакансий на собственном сайте, сотрудничество с учебными заведениями.
Иностранные компании более охотно публикуют статьи о компании в деловых и профессиональных изданиях, более «открыты» – чаще организуют конкурсы на замещение должности, проводят дни открытых дверей, участвуют в ярмарках вакансий.
Что сделано в компании для организации комфортных условий работы сотрудников (организация питания, гибкий график работы и проч.)
|
По всем компаниям, % компаний
|
Российские компании, % компаний
|
Иностранные компании, % компаний
|
Организация питания, в т.ч.
|
75
|
71
|
83
|
Чайно-кофейный стол
|
31
|
23
|
46
|
Удобный график работы
|
64
|
56
|
79
|
Организация доставки сотрудников до места работы, в т.ч.:
|
26
|
37
|
25
|
Оплачиваемое такси (или скидки на такси)
|
4
|
6
|
8
|
Корпоративный транспорт до офиса
|
21
|
27
|
8
|
Служебные машины в личное пользование
|
6
|
4
|
8
|
Обеспечение всей необходимой для работы техникой
|
29
|
27
|
33
|
Организация парковки
|
14
|
8
|
25
|
Комфортный офис, в т.ч.:
|
27
|
30
|
30
|
Комната отдыха
|
13
|
13
|
13
|
Специальная система кондиционирования
|
11
|
15
|
4
|
Офис open-space
|
1
|
0
|
4
|
Комната матери и ребенка
|
1
|
0
|
4
|
Комнатные растения и цветы
|
3
|
2
|
4
|
Несколько режимов освещения
|
3
|
2
|
4
|
Летний двор
|
3
|
0
|
8
|
Спец. одежда
|
17
|
19
|
13
|
Офисный врач
|
13
|
13
|
13
|
Спортивный зал в офисе
|
13
|
10
|
17
|
Близкое расположение офиса от метро
|
11
|
8
|
17
|
Душевые кабины
|
10
|
6
|
17
|
Офис в бизнес-центре высокого класса
|
8
|
8
|
8
|
Бесплатный неограниченный интернет
|
8
|
13
|
0
|
Наличие ресторанов и кафе рядом с офисом
|
7
|
6
|
8
|
Библиотека
|
7
|
6
|
8
|
Оплачиваемые дни дополнительно к отпуску
|
7
|
6
|
8
|
Оплата телефона
|
7
|
8
|
4
|
Аптечка
|
6
|
4
|
8
|
Массаж в офисе
|
6
|
2
|
13
|
Настольные игры
|
4
|
2
|
8
|
В офисе установлен банкомат банка компании
|
3
|
2
|
4
|
Отсутствие дресс-кода
|
3
|
4
|
0
|
Жилье для иногородних сотрудников
|
3
|
4
|
0
|
Массажное кресло
|
1
|
0
|
4
|
Доплата за командировки
|
1
|
0
|
4
|
Солярий
|
1
|
0
|
4
|
Учебные отпуска
|
1
|
2
|
0
|
Строительные вагончики
|
1
|
2
|
0
|
Покупка специальной литературы
|
1
|
</</span>