"Сегодня АвтоВАЗ крепко стоит на ногах"

Share

"Сегодня АвтоВАЗ крепко стоит на ногах"

27 июня ОАО "АвтоВАЗ" провело годовое общее собрание акционеров и заседание обновленного совета директоров.

Рассмотрен годовой отчет деятельности предприятия за прошлый год и проведены все необходимые регламентом открытого акционерного общества процедуры. При всей кажущейся на первый взгляд обыденности это событие отличалось особой значимостью для отечественного автомобилестроения. Финансовый рынок мгновенно отреагировал повышением котировок вазовских акций практически на 5,5 процента.

О судьбе отечественного автопрома в эксклюзивном интервью "Известиям" рассказал председатель совета директоров ОАО "АвтоВАЗ", генеральный директор государственной корпорации "Ростехнологии" Сергей Викторович Чемезов.

вопрос: Сергей Викторович, чем все же отличается нынешнее годовое собрание акционеров от традиционных отчетов, которые для большинства акционерных обществ уже давно превратились в рутину?

ответ: В истекшем отчетном году в судьбе АвтоВАЗа произошло неординарное событие. Один из российских брендов - волжский автогигант - стал полноправным членом международного автомобильного альянса Renault-Nissan. Если говорить коротко и образно, то на собрании акционеров нами владели два чувства: надежда и вера. Надежда на то, что автопредприятие будет набирать обороты, чтобы стать еще более успешным и процветающим. А вера в то, что стратегическое партнерство АвтоВАЗа и французского концерна "Рено" выгодно всем сторонам и позволит нам и французам сэкономить значительные средства, в том числе за счет обмена технологиями, совместных разработок и унификации. Что в итоге приблизит нас к заветной цели - создать на базе "Лады" подлинно народный автомобиль.

в: А почему выбрали "Рено"? Что по этому поводу говорят акционеры?

о: Да потому что "Рено" - это одна из самых крупных компаний - производителей автомобилей в мире, с историей, большим опытом, перспективными технологиями. Мы надеемся, что "Рено" привнесет в производство и маркетинг АвтоВАЗа новейшие технологии, очень специфические и весьма дефицитные на мировом рынке ноу-хау.

Сейчас проходят адаптацию некоторые технологические предложения нашего стратегического партнера по части безопасности, платформ, двигателей, коробок передач. Это позволит обновить и расширить в кратчайшие сроки всю гамму продукции и повысить ее качество.

Но самое главное для нас в принятии решения было, пожалуй, то, что компания "Рено" уже имела опыт стратегического взаимодействия с зарубежными фирмами. В частности, с компанией "Нисcан". Сначала "Рено" выкупила пакет акций этой японской фирмы. Затем занялась менеджментом. Но французско-японское сотрудничество не привело к поглощению одной компании другой. Хотя это вполне могло произойти. А произошло то, чего не ожидал автомобильный мир, но что органично вписывается в ожидания всякого национального автомобилестроения.

Ведущий европейский автопроизводитель не только сохранил бренд "Нисcан", но вдохнул абсолютно новую жизнь в это японское предприятие.

Ситуация с АвтоВАЗом иная. Наше предприятие находится на подъеме, и объявленные результаты 2007 года тому свидетельство. Но для дальнейшего развития требуется более сильный импульс, который мы ожидаем от партнерства с "Рено". Французский автопроизводитель пришел в Россию не как благотворитель, он также работает на мировом рынке в условиях жесткой конкуренции, испытывает на себе его мощный прессинг. Полагаю, что этот тандем выгоден и "Рено", и нам.

Основной задачей, которую мы ставим перед собой, является сохранение и укрепление бренда "Лада". Это важно не только для корпорации "Ростехнологии", но для всех граждан России и стран СНГ, которые активно пользуются нашими автомобилями и намерены их эксплуатировать впредь.

Конечно, не последнюю роль в сделке сыграла приемлемая цена, на которой мы сошлись с "Рено". Напомню, сумма контракта составила миллиард долларов да плюс отложенный платеж, размер которого будет зависеть от результатов финансово-хозяйственной деятельности АвтоВАЗа в текущем и будущем году. Сейчас мы с французским партнером владеем по 25% обыкновенных и привилегированных акций Волжского автозавода. Наше сотрудничество еще только в начале пути. Нельзя также не отметить, что мы много положительного извлекли и из сотрудничества с другими зарубежными компаниями. В чем благодарны, прежде всего, "Фиату", "Дженерал моторс", "Порше" и "Магне". Думаю, что им тоже были полезны контакты с нами. Кстати, на годовом собрании акционеры высказывались на этот счет весьма положительно.

Ну а если подытожить дискуссию акционеров АвтоВАЗа на состоявшемся годовом собрании и посмотреть, как говорится, на "сухой остаток", то можно определенно назвать три основные достигнутые цели:

- подведены итоги деятельности автопредприятия в 2007 году;

- намечены пути его дальнейшего развития;

- состоялись выборы новых представителей в совет директоров.

в: Расскажите, что сегодня собой представляет АвтоВАЗ? Каковы основные направления его деятельности?

о: Сейчас уже можно с уверенностью сказать, что в целом АвтоВАЗ твердо занимает лидирующее положение в отечественном автомобилестроении. Вот недавно с главного конвейера завода сошел 25-миллионный автомобиль. Он вестник подлинно народного характера "Лады". Кстати, наши претензии на народность автомобиля с таким названием имеют основание. Наши предки, древние славяне, именем Лада величали богиню любви и красоты.

в: Говорят еще: как лодку назовете, так на ней и поплывете. Наконец заложенная в слове "Лада" энергия стала давать результаты...

о: Я бы сказал весьма положительные результаты. Не без гордости отмечу, что весь 2007 год и первое полугодие 2008 года были успешными для АвтоВАЗа. Только за прошлый год в России было продано более 660 тысяч автомобилей семейства "Лада". И это новый рекорд для Волжского автомобильного завода. Позапрошлые результаты, их положительная динамика как бы спроецировались и на этот год. И мы сейчас фиксируем значительное повышение спроса на наши машины. Причем география сбыта автомобилей заметно расширилась. Если крупнейшими импортерами вазовской продукции в первом квартале этого года были Украина, Казахстан и Узбекистан, то есть сугубо постсоветское пространство, то сейчас к нашим автомобилям все более пристально присматривается Центральная Европа. Это обнадеживающий, я бы сказал, знаковый фактор.

В начале этого года был подписан договор об организации в Чеченской Республике, в городе Аргуне, автосборочного производства под эгидой АвтоВАЗа. Для сборки машин, как вы знаете, был переоборудован аргунский завод "Пищемаш". Он приспособлен под выпуск "семерок", "ВАЗ-21099" и "Лады Приора". Первые машины были собраны уже в мае. Кроме того, на АвтоВАЗе прошли подготовку и обучение работники будущего производства. Это ли не показатель регенеративной способности акционерного общества? Мы очень надеемся, что со временем из АвтоВАЗа получится хорошая материнская компания. Так что скоро подобно аргунскому заводу полноценные вазовские производства появятся и в других регионах России.

Важным этапом для нас является то, что сегодня уже завершена масштабная и непростая, на мой взгляд, работа по "раскольцовке" структуры собственности АвтоВАЗа. Предприятию возвращены утраченные в 90-е годы объекты собственности. Мы ожидаем, что в результате внедрения новых стандартов управления и качества АвтоВАЗ окрепнет и в технологическом, и в производственном отношении, расширит свой модельный ряд, повысит инвестиционную привлекательность. Да и в целом авторитет предприятия на мировом рынке значительно вырастет.

в: Сергей Викторович, насколь-ко маркетинговый потенциал госкорпорации "Ростехнологии" может повлиять на экспортные возможности АвтоВАЗа?

о: За многие годы своей деятельности ФГУП "Рособоронэкспорт", на основе которого и создавалась государственная корпорация "Ростехнологии", удалось создать обширную и весьма эффективную сеть загранпредставительств. Сотрудники предприятия представляют внешнеэкономические интересы России в сегменте высоких технологий в 48 странах мира, включая Западную и Восточную Европу, страны Арабского Востока, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии.

В связи с тем что на прошлой неделе председателем правительства Владимиром Владимировичем Путиным было подписано распоряжение об акционировании "Рособоронэкспорта" с последующей передачей 100% акций государственного посредника в области ВТС в собственность "Ростехнологий", все зарубежные и российские представительства "Рособоронэкспорта" автоматически становятся представительствами госкорпорации.

Словом, весь мощный маркетинговый механизм корпорации будет задействован в вопросе экспорта автомобильной продукции. Замечу также, что сотрудники "Ростехнологий", работающие за границей, будут представлять интересы не только самой госкорпорации, но и тех предприятий, которые будут состоять на ее балансе.

Замечу также, что количество представительств госкорпорации за рубежом в дальнейшем увеличится. Так что выводы делайте сами.

в: Что представляет собой стратегия развития АвтоВАЗа?

о: Прежде всего внедрение передовых технологий, ноу-хау производства, которые позволят АвтоВАЗу перестроиться на выпуск разнообразных семейств и моделей автомобилей с меньшими инвестиционными затратами.

Главнейшая наша задача - сократить время разработки и постановки автомобилей в серийное производство. Критерием здесь должен быть уровень стран - лидеров мировой индустрии. Так что планка у нас высокая. Иначе на равных конкурировать с мировыми автопроизводителями мы не сможем.

Для реализации стратегического замысла нашего с "Рено" альянса уже сделано немало. Но еще больше предстоит сделать. На повестке дня решение таких этапных задач, как кардинальное развитие сервисно-сбытовой сети, повышение качества финальной продукции и комплектующих изделий, внедрение перспективных научно-технических решений.

В 2011-2012 годах мы должны запустить три совершенно новые модели с объемом выпуска 1 миллион 200 тысяч автомобилей в год. Речь идет о базовых моделях, поэтому их создание мы рассматриваем в категории стратегических задач.

Как видите, проблемы стоят масштабные. Они потребуют серьезных инвестиций, инновационных решений. Мы к этому готовы. Собрание показало, что акционеры нас поддерживают.

в: Сергей Викторович, адекватна ли корпоративная стратегия АвтоВАЗа автомобильной рыночной ситуации в России?

о: Вполне. Сейчас автомобильный парк в России составляет около 26 миллионов легковых автомобилей. Значительная часть из них принадлежит семейству "Лада". А наша задача - максимально увеличить присутствие вазовской продукции на российском рынке. Цель амбициозная, но, по моему мнению, вполне реальная. Будем работать.

в: А вас понимают в трудовом коллективе?

о: Да, наши устремления находят поддержку большинства заводчан. Мы работаем над совершенствованием корпоративной культуры АвтоВАЗа. На мой взгляд, это важное и непременное условие для поступательного развития всего предприятия. С одной стороны, надо поддерживать все лучшие традиции. Но при этом пора уже перестать "греться у старых костров". Предстоит отстроить внутри трудового коллектива новую, более современную систему взаимоотношений, привить новые ценности и деловые нормы. С этой целью обращаемся в том числе и к зарубежному опыту.

При любом раскладе наивысшая цель реализуемой на предприятии стратегии коррелируется с ориентиром на человека, на качество и уровень его жизни. В этой связи социальная ответственность бизнеса, как мне представляется, является таким же капиталом, как и высокие котировки акций самого предприятия. Это особенно применимо к АвтоВАЗу, который играет важную социальную роль и является градообразующим предприятием Тольятти.

в: В чем заключается социальная политика на АвтоВАЗе?

о: Вы прекрасно понимаете, что в кризисные годы на АвтоВАЗе, как и во всей стране, накопилось большое количество проблем социального характера. Когда мы впервые пришли в цеха предприятия, там весь воздух был пропитан негативными эмоциями, недовольством руководством, зарплатами и несправедливостью. Того и гляди - рванет "социальный динамит". Не могу сказать, что все проблемы давно решены.

Но мы уделяем социальным задачам особое внимание. В зоне первостепенной ответственности ветераны завода, представители трудовых династий. Заботимся и о ветеранах Великой Отечественной войны. В этом году отгрузили с конвейера специально для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны 11 тысяч 347 автомобилей. В этой связи хотел бы поблагодарить и заводчан, и работников дилерской сети за проявленную о ветеранах заботу. Все было сделано безукоризненно, в сроки, адресно. Мы надеемся, что "Лады" верой и правдой послужат фронтовикам.

Разработаны и другие социальные программы. Это и охрана труда, материнства, детства, и спортивно-оздоровительные проекты... Достаточно сказать, что женская команда АвтоВАЗа по гандболу является пятикратным чемпионом России, а команда по ралли регулярно занимает призовые места на различных чемпионатах, в том числе и международных масштабов. Только перечисление спортивных достижений заняло бы целое интервью.

в: Сергей Викторович, на минувшей неделе вы участвовали в годовом собрании акционеров КамАЗа. Означает ли это, что вы берете КамАЗ под свой контроль?

о: Я уверен, что госкорпорация "Ростехнологии" окажется более эффективным собственником КамАЗа, нежели государство. В том смысле, что до сих пор активами управляли чиновники из Федерального агентства по управлению имуществом. Я не голословен. Чтобы убедиться - далеко ходить не надо. Сравните нынешнее положение на АвтоВАЗе с тем, что было до прихода на него "Рособоронэкспорта". Волжский автозавод стал предсказуемым, прозрачным и открытым бизнесу и всему обществу предприятием. Надеюсь, что вскоре завод выйдет на мировой биржевой рынок. Мы не скрываем, КамАЗ очень интересный актив. Но наша любовь взаимная. С внесением госпакета акций КамАЗа в качестве взноса России в ГК "Ростехнологии" активы Волжского и Камского автозаводов будут объединены в едином автомобильном дивизионе. Мы планируем создать в структуре госкорпорации специальную дирекцию по управлению автомобильными активами. По нашим расчетам, все это повысит конкурентоспособность, инвестиционную привлекательность и международный авторитет не только КамАЗа и АвтоВАЗа, но и отечественного автопрома в целом. Но это в будущем. А пока мы решаем те задачи, которые уже обеспечены законодательством и соглашениями с нашими западными партнерами.

в: Какое событие, произошедшее в рамках годового собрания и заседания совета директоров, прозвучало как самая "горячая" новость?

о: Совет директоров принял решение о создании под эгидой АвтоВАЗа в России нового холдинга по производству автокомпонентов. Холдинг будет отвечать за выпуск современных автокомпонентов к новым моделям автомобилей. Причем не только в интересах АвтоВАЗа, но и всего российского автопрома. Кроме того, его продукция будет экспортироваться в страны СНГ и дальнего зарубежья. В ближайшее время мы выработаем стратегию развития холдинга. Как минимум, она будет направлена на модернизацию уже существующих и создание совершенно новых производственных мощностей. В том числе совместно с иностранными партнерами.

Возглавит холдинг утвержденный на совете директоров АвтоВАЗа член правления РАО "ЕЭС России" Владимир Аветисян. На мой взгляд, это опытный управленец. Под его началом будет работать команда профессиональных менеджеров. За их плечами - успешная реструктуризация РАО "ЕЭС России".

в: Является ли создание автокомпонентного холдинга очередным шагом в деятельности госкорпорации "Ростехнологии" по формированию в ее структуре автомобильного дивизиона?

о: Безусловно. В его основу положена интеграция АвтоВАЗа и КамАЗа - ведущего мирового производителя тяжелых грузовых автомобилей и российского лидера в выпуске дизельных двигателей. Мы рассчитываем, что автомобильная специализация госкорпорации "Ростехнологии" позволит реально помочь отечественному автопрому. Во всяком случае, автомобилестроение может рассчитывать на нашу поддержку, особенно в вопросах трансферта передовых высоких технологий, повышения инновационно-инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности автомобильной продукции. У нас и наших партнеров есть что предложить автомобильному сегменту рынка.

в: Сергей Викторович, лично вы верите в успех?

о: В деле, которому я служу, больше приходится полагаться не просто на веру, но и на знающих, компетентных, системно мыслящих людей - моих коллег и партнеров. Поэтому я твердо знаю, что выбранный нами курс правильный. Госкорпорация "Ростехнологии" способна укрепить потенциал не только российского автомобилестроения, но и всего машиностроения, смежных отраслей промышленности. И нам хочется, чтобы наши оппоненты тоже овладели экономикой знаний.

Хотел бы напомнить, что за период нашего трехлетнего пребывания в качестве руководителей АвтоВАЗа, о чем, кстати, вспоминали на собрании акционеры, сделано главное - по криминалу нанесен ощутимый удар, и работа в этом направлении продолжается. Хотя, поверьте, все это дается нелегко. Когда мы начинали, мало было тех, кто в нас действительно верил, и еще меньше тех, кто хотел бы помочь. Тогда, как говорится, только ленивый не бросал в нас камни. Желающих побольнее ударить было предостаточно.

Что же сейчас? Где наши оппоненты...

Сегодня АвтоВАЗ крепко стоит на ногах. В прошлом году реализовано рекордное за всю историю Волжского автозавода количество автомобилей. Прибыль составила около 4 миллиардов рублей. Это выше такого же показателя за 2006 год почти на 60%!

Ответ на поставленный не так давно риторический вопрос "быть ли российскому автопрому?" стал утвердительным. И я знаю, мы справимся с еще более сложной и ответственной задачей - задачей возрождения российского машиностроения.

Темы этой статьи
 
 
 
© 2011
Корпоративная культура
 
 
 
Работает на Cornerstone