Главная Философия Обсудить темы Проекты Об издании

Кризис - самое время учиться!

Кризис - самое время учиться!
Гости нашего «Круглого стола» дают один рецепт - учиться, повышать квалификацию. И тогда уж точно работа для вас найдется.
 
АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР НА ВСЕХ НЕ ХВАТИТ

 

Вера Станиславовна ГРИНЬКО, начальник отдела Рособразования: - В новых экономических условиях молодым людям надо использовать все возможности - второе высшее и дополнительное профессиональное образование, переподготовку, повышение квалификации.
 
Государство предпринимает меры для того, чтобы подстроить систему образования под новую ситуацию на рынке труда. Минобрнауки собирает с регионов прогнозы распределения выпускников всех уровней профессионального образования в 2009 году. Вузы окончат более 1 миллиона выпускников. По данным мониторинга, более 67 процентов из них будут трудоустроены. Примерно 12 процентов призовут в армию. Порядка 13 процентов планируют продолжить обучение в магистратурах и аспирантурах. А вот 8 процентов останутся на улице. Все наши действия направлены на то, чтобы найти им применение.
 
Минобрнауки сохранило контрольные цифры приема на бюджет в вузы на уровне 2008 года. Но перераспределение мест произошло. Увеличено число мест на технические специальности и существенно сокращена возможность принимать экономистов и управленцев, юристов и педагогов. Существенно увеличен прием на магистерские программы.
 
Но только этих антикризисных мер явно недостаточно. Мы считаем, что еще одной эффективной мерой может стать опережающее обучение для возможности переподготовки или повышения квалификации. То есть короткие программы от 72 часов и до 500 часов. Вузы должны расширять свои возможности, плотнее сотрудничать со службами занятости.

 

Сергей Евгеньевич ЩЕБЛЫГИН, зам. председателя Комитета Совета Федерации по образованию и науке: - Минобрнауки планирует осуществить профессиональную подготовку и переподготовку, повышение квалификации более 216 тысяч работников организаций, находящихся под риском увольнения. Из федерального бюджета выделяется на это 1,9 миллиарда рублей. Но при этом в этом году введен Единый госэкзамен. И если школьник не сдает обязательный экзамен либо по русскому языку, либо по математике, то он остается без аттестата. Сложно и противоречиво у нас синхронизировались эти два процесса: кризис, необходимость как-то занять молодежь, найти им рабочие места и в то же время усложнение ситуации из-за ЕГЭ.

 

Виктор Иванович ГРИШИН, ректор Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова: - Кризис способствует получению допобразования. Молодые люди сейчас очень оперативно реагируют на востребованность профессии и качество образования, образовательный уровень нашей академии их полностью устраивает. Мы получаем от Рособразования дополнительные места в магистратуре. Если сегодня в ней обучаются порядка 50 человек, то на будущий год мы планируем осуществить прием не менее 300 магистров. Также мы увеличили количество мест в аспирантуре. Вне зависимости от ситуации мы привыкли больше рассчитывать на себя. Здесь мы делаем мощную ставку на тесный контакт с работодателями, ведь именно им предстоит набирать специалистов. Мы уже заключили договора с госкорпорацией «Ростехнологии» и другими предприятиями и банками, в частности, с Внешэкономбанком.
 
Вместе с российским торговым представительством в Германии мы создали программы по обучению менеджеров среднего и малого бизнеса. Ее итогом будет выдача немецких и российских сертификатов.
 
В академии организованы три факультета по допобразованию. На них мы планируем вести переподготовку государственных муниципальных служащих и спортивных менеджеров, а также будем осуществлять повышение квалификации преподавательских кадров. В связи со всесторонним обсуждением на всех уровнях планируемого Закона о малом предприятии мы изучаем возможности организации подобных предприятий у нас. Уверен, они могли бы на очень высоком уровне предоставлять различного рода консалтинговые услуги.
 
Несмотря на нынешние сложности, наша академия, опираясь на свои богатейшие традиции, идет по жизни уверенно, со свежими, креативными идеями, которые вот уже 102 года направлены во благо развития отечественной науки и предоставление студентам гарантий востребованности.
 
ЗАЧЕМ УЧИТЬСЯ ДАЛЬШЕ?

 

Наталья Андреевна ЕВТИХИЕВА, директор Международной школы бизнеса Финакадемии, гендиректор Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО): - Мне кажется, вся проблема в том, что плохо мы, коллеги, готовим на первом высшем образовании! И у меня такое ощущение, что чем лучше бы мы готовили специалистов первого высшего образования, которые были бы востребованы по специальности, тем меньше мы бы занимались вопросами дополнительного образования, тем меньше мы бы тратили государственные деньги на это. По некоторым данным, около 56 процентов выпускников работают не по специальности. Это значит, 56 процентов денег, вложенных государством на получение специалистами первого высшего образования, практически выкинуты. Если люди не работают по специальности, значит, государство эти деньги для себя не отрабатывает.
 
Мы тут перечислили и посмотрели невостребованные профессии. По своему опыту (я почти 20 лет в бизнес-образовании) я вижу, что как раз приходят на переподготовку, на повышение квалификации, на МВА люди востребованных профессий. Они просто не довольны, как общество оценивает их труд.
 
У себя в Международной школе бизнеса Финакадемии с осени мы начинаем две новые программы. Это новая специализация программы МВА для СFO (финансовых директоров), позволяющая готовить не просто финансового директора, который хочет внедрить программу бюджетирования на своем предприятии, но который понимает мировые финансовые потоки, глубоко разбирается в мировых финансах. Программу DВА курирует лично М. А. Эскиндаров - ректор Финакадемии. У нас есть много интересных программ для менеджеров и финансистов. Надо говорить о том, готовы ли люди после первого высшего идти работать в те профессии, которые мы им можем предложить, и за какую зарплату. Надо поднимать престиж профессий, особенно тех, без которых общество не может существовать.

 

Марат Александрович ЗИГАНОВ, руководитель Президентской школы: - В период кризиса люди хотели бы получать такое дополнительное образование, после которого работодатели не скажут: «Забудьте, чему вас учили. Мы вас научим новому». Можно следовать опыту лучших вузов и МВА, которые не только дают знания, но и стараются, чтобы выпускники работали в лучших местах и получали хорошую зарплату.
 
Курсы дополнительного образования обязаны воспитывать в слушателях желание работать продуктивно, воспитывать стремление к карьерному росту. Мне повезло, я окончил МИФИ, воспитывающий в людях работоспособность и эффективность. Такое воспитание может давать и допобразование.
 
А если бы курсы наряду с формированием знаний обеспечивали бы еще и развитие способностей... Знания очень важны. Но при выборе курсов следует оценивать, развивают ли они способности или просто дают знания.
 
О длительности курсов. Почему они должны быть только 72- или 144-часовыми? Кто доказал, что нужному невозможно научить за меньшее время?
 
Ведь это бы удешевило курсы и позволило большему числу человек повысить свои компетенции. Многие не могут позволить себе дорогостоящие и многомесячные курсы. Особенно этот вопрос касается тех, кто развивает способности. Рынок расставит все на свои места...

 

Анатолий Георгиевич ДЕМЬЯНЧЕНКО, президент Межгосударственной ассоциации последипломного образования: - Проблемы оттого, что государство мало внимания обращало на дополнительное образование. Полтора года назад после задания
 
В. В. Путина начали. А тут еще кризис. Сейчас обе ветви власти заинтересовались дополнительным профобразованием. Но по-прежнему эта часть образования не обеспечена нормативными актами, по-прежнему учебные заведения допобразования находятся в худшей ситуации, чем учебные заведения основного образования.
 
Действительно, 1,5 млрд. рублей выделено на переподготовку. Но при этом норматив на переподготовку человека - 3,5 тысячи рублей. В Москве однодневные семинары столько стоят. А за столько надо переподготовить человека! Если регионы 90 процентов добавят, тогда действительно можно переподготавливать. Или если человек сам будет доплачивать. А на 3,5 тысячи рублей даже рабочего не подготовишь.

 

Александр Кондратьевич КОВАЛЬЧУК, директор Межотраслевого института повышения квалификации кадров по новым направлениям развития техники и технологий МГТУ им. Н. Э. Баумана: - Дополнительное профобразование мы ведем по направлениям, на которые есть спрос на рынке труда. Это информационные технологии, машиностроительные, энергетика, комплексная автоматизация, инженерный бизнес и менеджмент, биомедицинская техника и др. Государство выделяет службам занятости деньги для повышения квалификации и переподготовки безработных. Деньги символические. В свое время в структуре Рособразования было Управление допобразования, потом стал отдел, потом и отдел ликвидировали. И методические рекомендации раньше разрабатывались. Сейчас ничего такого нет.
 
Большинство предприятий обучать своих сотрудников не могут, так как денег не имеют. В свое время из федерального бюджета выделялись деньги для обучения работников предприятий. Конечно, сейчас что-то делается в этом направлении. Но очень мало, к сожалению.

 

Сергей Владимирович ЧУСОВ, директор московского представительства Скандинавской школы: - Система допобразования должна быть гибкой в условиях постоянно меняющихся требований к рынку труда. К примеру, у нас, в Скандинавской школе, проводится обучение северным языкам и культуре этих стран. Занятия проводятся в утреннее, дневное и вечернее время. Наши студенты могут выезжать на дотируемые Скандинавскими странами краткосрочные и долгосрочные программы. С этого года открыта уникальная бесплатная скандинавская библиотека, проходят лекции и семинары, бесплатные для всех желающих, проводимые совместно с посольствами этих стран.
 
Конечно, спектр наших услуг должен быть наиболее разнообразным и, конечно, материально доступным. Вот пример: в Финляндии многие люди, потерявшие работу или посчитавшие, что необходимо улучшить свои знания, пошли учиться. Но все образование в Финляндии бесплатное! У нас же, к сожалению, кроме небольших налоговых вычетов, гражданин ничего от государства не получает.
 
В. ГРИНЬКО: - Постановлением правительства предусмотрено выделить 1,5 млрд. рублей на переподготовку. Но прописаны и условия софинансирования со стороны регионов. Причем до 95 процентов. Мы еще не понимаем общие объемы переподготовки, которую предстоит осуществить. Речь идет о переподготовке людей, которые могут лишиться работы в самое ближайшее время.
 
Много делается и вузами. Сегодня во всех созданы центры содействия трудоустройству. Например, в Бауманке головной центр содействия трудоустройству разработал информационную систему - некоторый аналог известного информационного портала Роструда «Работа для всех». Эта система дает возможность студентам получить мгновенную информацию о тех вакансиях, которые имеются в том или ином регионе. На сайте Минобрнауки вывешен объемный банк данных о дополнительных образовательных программах.
 
С РАБОТОДАТЕЛЯМИ В НОГУ

 

Сергей Сергеевич КРЫЛОВ, декан факультета прикладной математики и физики Московского авиационного института (Государственный технический университет): - Я хочу поделиться опытом подготовки ИТ-специалистов на факультете «Прикладная математика и физика» Московского авиационного института.
 
Мы прекрасно осознаем, что для будущих работодателей наших студентов важны не только глубокие фундаментальные знания, но и практическое владение современными компьютерными технологиями, средствами разработки ПО, в т. ч. системами программирования. В этом отношении партнерство с ведущими игроками ИТ-индустрии, такими, как Microsoft, открывает широкие возможности для подготовки ИТ-специалистов высокого уровня. Ярким примером такого партнерства можно назвать наше многолетнее участие в программе обучения технологиям Microsoft IT Academy. Обширные ресурсы программы позволяют нам дополнять читаемые на факультете спецкурсы по информационным технологиям актуальным учебным материалом, включающим задания для практических занятий и лабораторные работы.
 
В рамках Microsoft IT Academy мы получаем доступ к широкому набору качественных учебных пособий, предоставляемых Microsoft. Данные пособия успешно интегрируются в процесс подготовки математиков, системных программистов (бюджетная и коммерческая подготовка специалистов по прикладной математике и информатике, по этому направлению учатся более 700 чел.), а также бакалавров и специалистов-вечерников данной специальности, обучающихся по программе второго высшего образования (более 100 чел.). Дополнительным преимуществом программы является доступность нужного для нашего института количества лицензий на новое программное обеспечение, которое используется в процессе обучения. Хотелось бы отметить, что наши студенты проявляют огромный интерес к обучению по интегрированным курсам и предлагаемым в рамках программы методикам. Уверены, что благодаря партнерству с Microsoft по программе IT Academy наши выпускники станут еще более востребованными на ИТ-рынке даже в условиях жесткой конкуренции.

 

Станислав Леонидович САВИН, ректор Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС» (Институт): - Программы по магистратуре и бакалавриату Института МИРБИС пользуются большой популярностью. В том числе и совместные программы с Российской экономической академией им. Г. А. Плеханова и с Российской академией государственной службой при Президенте РФ. Для грамотной ориентации школьников мы работаем со 175 школами по всей России и даже в странах СНГ. Все программы Института МИРБИС разработаны на основе анализа потребностей рынка в квалифицированных специалистах. В разработке программ с Институтом МИРБИС участвуют крупнейшие российские компании и зарубежные партнеры. А качество предлагаемых программ обеспечивается высоким уровнем профессорско-преподавательского состава, новейшими образовательными технологиями.
 
В частности, Институт МИРБИС участвует в реализации президентской программы подготовки управленческих кадров. Начала функционировать программа ДЕМОС (ДЕМилитаризация, Образование, Сотрудничество) по переподготовке военнослужащих, увольняемых в запас, и членов их семей.
 
МИРБИС участвует в проведении профобучения безработных в соответствии с государственным контрактом с Департаментом труда и занятости населения Москвы. Мы приступили к обучению группы слушателей, имеющих высшее образование и в условиях кризисного развития экономики оставшихся без работы. Мы понимаем, что слушатели должны получить дополнительные знания, которые дадут им возможность быть востребованными на рынке труда. Этим слушателям Центром трудоустройства и развития карьеры Института МИРБИС оказывается содействие в трудоустройстве.

 

Борис Федорович ШИРШИКОВ, зам. директора Института строительства и архитектуры Московского государственного строительного университета (ИСА МГСУ): - В 2002, 2003 и 2004 годах был пик спроса на допобразование. А в следующие три года пошел резкий спад. И это случилось еще до какого-либо кризиса. Значит, стоит подумать, почему это случилось? Что касается соотношения между профессиональной переподготовкой и повышением квалификации, то 90 процентов приходилось на повышение квалификации. Кризис поспособствовал тому, что люди стали чаще задумываться о смене профиля. Процент переподготовки сейчас будет повышаться непременно. Взять, к примеру, опять-таки военных офицеров, специалистов. За последние три года из рядов нашей армии предстоит уволить 117 тысяч таковых. И они точно захотят другую специальность. И на это выделяются государственные средства.
 
Кроме того, в нашем вузе мы серьезным образом занимаемся целевой подготовкой выпускников. Это означает, что с крупными строительными компаниями, проведя определенные переговоры, мы выявляем нужное им количество выпускников. Они делают заказ, и получается, что мы готовим целевиков. И в этом случае почти 100 процентов наших выпускников трудоустраиваются по специальности.

 

Анна Леонидовна ДЕНИСОВА, директор Института делового администрирования и бизнеса Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации: - Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации - старейший финансовый вуз страны. Здесь обучаются 21 тыс. студентов, ежегодно более 20 тыс. специалистов проходят профессиональную переподготовку и повышают квалификацию. Институт делового администрирования и бизнеса - старейшая бизнес-школа Финакадемии. Наши стратегические партнеры - Банк России, ОАО «РЖД», ОАО «ЛУКОЙЛ» и другие ведущие российские компании.
 
Проведенный нами анализ рынка бизнес-образования в 2008 и 2009 годах показывает снижение спроса на 15 - 20% на программы МВА. В то же время рост спроса на краткосрочные программы составил 25 - 30%. Но при этом потребности корпоративных клиентов в обучении своих сотрудников по программам МВА не снижаются, а по краткосрочным программам увеличиваются (15 - 20%).
 
Сегодня корпоративному клиенту важно не только понимание перспективы развития бизнеса, но и консолидация интересов сотрудников компании, работающих в разных подразделениях. Бизнес-школы, интегрируя профессиональные знания с опытом практиков, выступают площадками для проработки стратегий развития, приемов лидерства, методов командообразования. Работодатель хочет получить не только профессионала в своей области, но и человека, способного разделять и поддерживать корпоративную культуру компании. Это требует специальной подготовки. Сообразуясь с новыми социально-экономическими условиями, рынок и корпоративные клиенты формулируют «вызов», на который наш институт старается дать адекватный «ответ».

 

Светлана Алексеевна ЗАБЕЛИНА, проректор Московской финансово-юридической академии: - Для многих кризис - это время учиться и повышать квалификацию, чтобы обеспечить собственную конкурентоспособность на рынке труда. С другой стороны, платежеспособность студентов и слушателей оставляет желать лучшего.
 
МФЮА реализует программы среднего, высшего и второго высшего образования, которые пользуются спросом. В последнее время в институте повышения квалификации академии проходят переподготовку и военнослужащие, и безработные по направлениям Центров занятости. Работают курсы иностранных языков.
 
Начиная со второго курса студенты МФЮА проходят обязательную практику в различных профильных организациях, и к III - IV курсу уже большинство студентов трудоустроены. В академии работает кадровое агентство, которое еще во время учебы студентов подбирает им рабочие места. Совместно с компанией Microsoft создана система личных кабинетов студентов, куда выкладывается информация об имеющихся в кадровом агентстве вакансиях. Это повышает шансы трудоустройства и упрощает поиск работы.
 
КТО ЛИШНИЙ НА РЫНКЕ?

 

Евгений Станиславович СЖЁНОВ, директор Института дополнительного профессионального образования Российского университета дружбы народов: - По нашим данным, как ни странно, нисколько не уменьшилось желание повышать квалификацию экономистам, переподготавливаться на экономистов. Огромный спрос на юридические программы. Колоссальный спрос на технические программы. У нас больше десяти тысяч желающих повысить квалификацию медиков.
 
Идет реализация дополнительного образования самого различного профиля. От краткосрочных тренингов до программ свыше тысячи часов. В последний год значительно возрос спрос на языковые программы.
 
Мы расширили бизнес-программы. Это в первую очередь короткие программы от 72 часов до 600 - 700 часов. Это и повышение квалификации, и переподготовка по различным бизнес-направлениям. У нас значительно возрос спрос на программы дополнительного образования технической направленности. Мы в университете даже открыли отдел трудоустройства выпускников, прошедших курс дополнительного образования. И нам есть чем гордиться! С каждым месяцем возрастает количество организаций, которые приглашают к себе наших выпускников допобразования. Соответственно и количество слушателей растет. Около двадцати пяти тысяч слушателей ежегодно проходят наши программы допобразования.

 

Михаил Николаевич ДАРВИН, директор Института повышения квалификации и переподготовки специалистов Российского государственного гуманитарного университета: - Складывается впечатление, что мы не до конца представляем себе, что такое допобразование. Мы в основном говорим о допобразовании в условиях кризиса и рассматриваем тот случай, когда в эту сферу обращается человек, лишившийся работы. Но есть и другой случай. В кризис попадают наши выпускники, которые еще не имеют работы. Работодатели не очень ждут в своих организациях выпускников вузов. Мы в РГГУ, как и другие вузы, ведем всестороннюю работу по повышению квалификации, стажировкам, профессиональной переподготовке, у нас много программ.
 
То, что на изучение иностранных языков, например, народ идет и уже сейчас достаточно много заявлений, - это факт. Что бы ни говорили об экономистах, юристах и т. д., они продолжают идти. Понятно желание людей получать допобразование в сфере юриспруденции, экономики и т. д.
 

Очень важно объяснить выпускнику, что в новых экономических условиях выигрывает тот, кто больше знает, больше умеет. Если выпускник имеет только диплом специалиста и он его предлагает работодателю в качестве основания для трудоустройства, это еще не все. Думаю, что работодатель предпочтет на конкурсной основе того, кто обладает многими навыками и способностями. А у нас до сих пор рассматривают допобразование как некий факультатив. А надо его вводить в специальность.

 

 Дарья ТОКАРЕВА, Фото Марины ВОЛОСЕВИЧ. 


Источник: kp.ru

03 июня, 2009
22 июня, 2009
© 2007 Фонд «Праздник». Программное обеспечение: GEHARD.