Выставка Подарки EventCommunications2010


Главная Философия Обсудить темы Проекты Об издании

Не люди для нефти, а нефть для людей

18 декабря, 2008 Главная страница
Не люди для нефти, а нефть для людей
В настоящее время глобальная экономика переживает один из самых серьезных кризисов за последнее столетие. Компании всего мира пересматривают свои инвестиционные программы. Многие из них сокращают персонал и замораживают социальные выплаты.
Сегодня многих волнует, как отразится мировой экономический кризис на системе корпоративной социальной ответственности.
Хорошо известно, что кризис ударил и по нефтяной отрасли. За последние полгода цена на нефть снизилась в 3,5 раза: со 140 до 40 долларов за баррель. Для нашей компании это означает в первую очередь сокращение инвестиционной программы на 2009-2010 гг. Будет отложен запуск крупных зарубежных проектов.
Вместе с тем мы стремимся сохранять инвестиции в проекты на территории России, и прежде всего - в освоение Западной Сибири и Ямала. Несмотря на кризис, компания по-прежнему намерена развивать производство.
При этом социальные обязательства, которые мы брали перед коллективами и регионами, будут выполнены в полном объеме. Эти обязательства зафиксированы в новом соглашении между компанией и Международным объединением профсоюзных организаций ОАО "ЛУКОЙЛ" на 2009-2011 годы, которое вступило в силу 5 декабря 2008 года.
Корпоративная социальная ответственность - неотъемлемая часть политики нашей компании на протяжении всех 17 лет ее деятельности. Речь, прежде всего, идет об адекватном вознаграждении работников, предоставлении им социальных гарантий, включая медицинское страхование и пенсионное обеспечение, охрану окружающей среды, а также реализации программ, направленных на развитие культуры, образования и здравоохранения в регионах деятельности компании.
В начале 90-х годов "ЛУКОЙЛ" стал первой компанией в отрасли, в которой было создано профсоюзное объединение по принципу "единый работодатель - единый профсоюзный орган". Тем самым удалось сохранить стабильность в трудовых коллективах и наладить конструктивный диалог с сотрудниками компании. За 15 лет, прошедшие с момента создания объединения, накоплен огромный опыт сотрудничества профсоюза и работодателя.
Благодаря твердой, но вместе с тем конструктивной позиции профсоюзов объем социальных гарантий, предоставляемых работникам, постоянно увеличивается, не нанося при этом ущерба бизнесу компании.
Так, за последние три года средняя заработная плата работников Группы "ЛУКОЙЛ" увеличилась на 30 процентов. Количество сотрудников, охваченных системой негосударственного пенсионного обеспечения, выросло с 72 до 79 тысяч человек, системой добровольного медицинского страхования - с 94 до 123 тысяч человек. В 2008 году, по предварительным данным, расходы компании на социальную поддержку работников и членов их семей, а также неработающих пенсионеров составят около 8 млрд рублей.
Мы считаем, что социальный пакет, параметры которого формировались на протяжении последних лет совместно с нашими трудовыми коллективами и профобъединением, достаточно сбалансирован. Он позволяет и работникам, и компании чувствовать уверенность в завтрашнем дне.
Программа по сокращению издержек, принятая "ЛУКОЙЛом", не коснется численности персонала. За годы работы нами сформирован уникальный коллектив, способный решать самые сложные задачи. И мы намерены этот коллектив сохранить.
Если же говорить об экономике страны в целом, а не об отдельно взятой компании, то экономический кризис, безусловно, станет серьезным испытанием для концепции корпоративной социальной ответственности.
Реальная угроза в данном случае - утрата доверия общества к корпоративному сектору, которая произойдет, если компании в одностороннем порядке начнут отказываться от своих обязательств.
С другой стороны, кризис - это своеобразная точка перелома, после которой может начаться новый этап развития системы корпоративной социальной ответственности. Это случится, если компании пересмотрят свое отношение к социальным расходам, превратят их из "ритуала" в инструмент повышения своей конкурентоспособности.
Средства, которые направляются на реализацию социальных проектов, - это не что иное, как инвестиции в будущее компании. И относиться к ним нужно так же, как к долгосрочным инвестициям в других сферах.
Прежде всего такой подход предполагает выработку четких критериев эффективности корпоративной социальной политики, включая:
уровень производительности труда;
привлекательность компании как работодателя;
доверие к бренду компании со стороны потребителей;
качество жизни населения в регионах деятельности компании.
Эти критерии должны служить основой для выбора механизмов реализации корпоративной социальной политики. Важно, чтобы социальные программы были "адресными", а эффект от их реализации - измеримым.
Повторю, кризис не означает автоматического сокращения социальных расходов. Скорее, он приведет к повышению эффективности социальной политики компаний, к отказу от программ, которые не оказывают реального влияния на уровень социальной защищенности сотрудников.
Сложившаяся сегодня экономическая ситуация имеет и другие позитивные аспекты. В частности, мы рассчитываем на то, что государство будет поддерживать проекты, предполагающие создание новых рабочих мест.
К таким проектам, в частности, относится освоение месторождений Северного Каспия, в ходе которого будет создано более 7 тысяч рабочих мест.
Еще один возможный положительный эффект кризиса - это увеличение предложения на рынке труда в сегменте квалифицированных рабочих. Сегодня в этом сегменте наблюдается серьезный дефицит кадров. Производственные компании сокращают управленческий аппарат, но при этом готовы нанимать сотрудников рабочих специальностей.
Однако для того, чтобы эта возможность была реализована, нужно создать общенациональную систему переподготовки кадров. Учитывая масштабы кризиса, эту работу нужно начинать как можно скорее. Если государство выступит с такой инициативой, бизнес ее обязательно поддержит.
 
 


18 декабря, 2008
22 декабря, 2008
© 2007 Фонд «Праздник». Программное обеспечение: GEHARD.