В разделе:

Новости сообщества
News mail
Главная Философия Обсудить темы Проекты Об издании

Гаражная компания

15 октября, 2008 Главная страница
Гаражная компания
Название «Хьюлетт-Пакард» вызывает у каждого из нас целую кучу ассоциаций. Может быть, вы вспомните маленькие «наладонники» iPAQ, которые в 90-х годах были столь же популярны, как сегодняшние айфоны. Может, подумаете о принтере, стоящем у вас на столе. Может, взглянете на ноутбук с диагональным буквенным логотипом. Девайсы «Хьюлетт-Пакард» вплетены в нашу жизнь достаточно плотно и при этом совершенно ненавязчиво.
Начиналось же все у Дейва Пакарда и Билла Хьюлетта, как у многих электронщиков Силиконовой долины, с гаража возле дома. С той лишь разницей, что это была первая «высокоточная гаражная мастерская» во всей Долине.
Учиться, учиться и учиться!
Дейв и Билл познакомились в престижнейшем колледже Стэнфорд. Попасть в это учебное заведение было непросто. Двухметровый Дейв поступил туда не только из-за высоких оценок на экзаменах, но во многом благодаря спортивным достижениям: в учебной системе США поощряются профессиональные занятия спортом, а Дейв преуспел и в баскетболе, и в американском футболе, и в легкой атлетике. Страдающий же дислексией Билл попал в университет только потому, что его отец долгое время проработал в Стэнфорде на медицинском факультете. Билла также приняли в студенческую команду по американскому футболу (правда, на менее звездную позицию), и два наших героя встретились.
Но спорт был не единственным увлечением ребят. Как многие стэнфордские гики 30-х годов, они бредили радио, видео и всем, что было связано с винтиками, болтиками, проволочками и переменным током. Главным же человеком по всем этим прекрасным запчастям в Стэнфорде был профессор физики Фред Терман, которого ребята впоследствии назовут наставником и вдохновителем. Именно на его лекциях Билл и Дейв познакомились ближе. Терман дружил с главными техническими гениями Америки того времени и не раз брал ребят с собой в мастерские, где разрабатывались первые — не может быть! — телевизоры и прочие чудные штуки, заставлявшие воодушевленных старшекурсников ахать. А главное, студенты видели своими глазами, что чумазые, прославленные на весь мир изобретатели, стоящие перед ними, — обычные люди, которые, как и они сами, всего лишь чуть больше других понимают в физике.
Но прекрасная университетская пора миновала. Билл отправился на последипломную практику в другой знаменитый американский университет — MIT, а Дейв стал работать в General Electric. Закончив практику, Билл поступает на временную службу в армию. Отслужив свой срок, он начинает поиск работы. Однако во времена Великой депрессии не очень жаловали молодых выпускников — единственное рабочее место, которое ему удалось найти, было на заводе звукового оборудования в Чикаго, далеко от Калифорнии. Все еще размышляя, стоит ли соглашаться на эту работу, Билл связался со старым другом профессором Терманом. Тот, понимая, что энтузиазм Билла по поводу собственной профессии начинает затухать, предложил ему вернуться в стены альма-матер. Билл с радостью согласился и вскоре уже работал в лаборатории Фреда над производством электроэнцефалографа, заказанного университету местной поликлиникой. Проект был успешно реализован. Вскоре Фред получает новый, весьма крупный заказ и, чувствуя, что Биллу одному не справиться, призывает на помощь Дейва. Несмотря на хорошие перспективы и теплое место в General Electric, Дейв, успевший жениться на красавице Люсиль, согласился на несколько месяцев взять неоплачиваемый отпуск и помочь Фреду и Биллу.
Большой гараж для маленькой компании
Наличных средств у будущих миллиардеров было немного, поэтому они вскладчину сняли неподалеку от университета дом, позади которого находился большой старый гараж. Забегая вперед, скажем, что каких-нибудь 62 года спустя этот гараж перейдет в корпоративную собственность компании за предельно смешную сумму — $1,7 млн. Более того, в финансовом мире даже появится термин «гаражная компания», обозначающий успешное хайтек-предприятие, выросшее из голого энтузиазма основателей.
Но все это случится еще не скоро. А пока Билл и Дейв в гараже возле дома начали экспериментировать с разными железками и проволочками. Первыми их идеями и товарами были совершенно абсурдные и разношерстные вещи. В портфолио компании содержались и комбайн для автоматического сбора латука, и электрошоковая машина для борьбы с лишним весом, и девайс для настройки губных гармоник, и автоматический смыв для писсуаров, и даже индикатор ошибочных бросков в боулинге.
Все эти приборы они ярко рекламировали в письмах, рассылавшихся в разные компании по всей стране, и призывали покупать их продукцию по почте. Казалось бы, совершенно дурацкая идея. Однако она сработала.
В 1938 году на одно из таких писем, рекламировавшее звуковой генератор HP 200 A (названный так, чтобы покупатель думал, будто компания уже тысячу лет только звуковые генераторы и выпускает), откликнулись из компании Уолта Диснея. Знаменитый мультипликатор занимался постановкой нового анимационного фильма «Фантазия», и ему были необходимы звукогенераторы особой точности для воспроизведения музыки. Именно такими оказались девайсы, произведенные Дейвом и Биллом. Получив весьма крупный заказ, ребята растерялись, потому что не знали, какую цену назначить за прибор. Они прекрасно разбирались в физике, но совершенно ничего не понимали в финансах, так что решили назвать сумму наобум. Исторический девайс, положивший начало гениальной компании, был продан по $54,45 за штуку. Ну да…
Надеясь все же, что когда-нибудь их затея сможет приносить деньги (согласно более позднему признанию ребят, первые лет десять они зарабатывали примерно 25 центов в час), Билл и Дейв решили зарегистрировать компанию. Первыми средствами, которые были вписаны в устав компании в качестве активов, оказались $538 и старый перфоратор. Как было принято в те времена, названием конторы решили сделать имена основателей. Но чье имя поставить первым? Не желая делать из этого проблему, партнеры просто подбросили в воздух монетку. Выиграл Пакард, однако, будучи настоящим джентльменом, он как победитель уступил проигравшему Биллу. Так 1 января 1939 года гаражная компания двух однокашников стала называться «Хьюлетт-Пакард».
Уже в 1940 году друзья смогли «выбраться из гаража» и переместили производственные и офисные мощности в здание, арендованное в городке Пало-Альто.
Кадры решают всё
В 1942 году Дейв принял участие в конференции в Стэнфорде на тему производства в военное время. Когда речь зашла о том, перед кем несут ответственность директора компании, все присутствующие согласились с единственно существовавшей тогда идеей ответственности перед акционерами. Однако Дейв, которому тогда едва исполнилось 29 лет, не побоялся встать и высказать собственную точку зрения перед седовласыми профессорами, преподававшими в Стэнфорде теорию управления. На весь зал он произнес слова, которые уже были важной частью политики НР: «Менеджмент компании несет ответственность перед своими сотрудниками, а также клиентами и всем обществом в целом». Аудитория засмеялась в голос. Где это видано, чтобы компания, думающая в первую очередь о собственных прибылях, несла ответственность перед обществом! На это Дейв ответил, что компания не должна думать о прибылях. Прибыль — безусловный и необходимый естественный побочный продукт деятельности. Основной же — изменение общества во благо людей.
Возможно, Дейв в чем-то лукавил, но с самого начала существования HP работа в компании была престижной и выгодной, а главное, обстановка там была очень человечной и дружественной. Даже когда число сотрудников перевалило за несколько тысяч, Билл и Дейв собственноручно разносили салаты и переворачивали стейки на корпоративных пикниках. Они знали практически всех работавших у них людей, называли их по именам, спрашивали, как дела у детей и родителей, поздравляли с днями рождения и призывали обращаться к себе без фамилий и «мистеров». Засиживались ночами на работе в компании простых работяг, сверяя цифры, выдаваемые машиной, чтобы быть уверенными и в продукции, и в людях. Сейчас подобная практика естественна и не вызывает удивления, но в те времена ребята действительно стали чуть ли не первооткрывателями понятия «корпоративная культура».
К тому же Дейв и Билл разработали систему дополнительного образования для своих сотрудников, отправляя наиболее многообещающих на повышение квалификации в Стэнфорд, все к тому же профессору Треману.
Через тернии — к компьютерам
Впрочем, все это будет потом. А пока наступила Вторая мировая война, и Билл Хьюлетт вновь отправился служить в армию. За время его отсутствия до 1947 года Дейв Пакард успел построить собственный офис компании и всерьез заняться новыми разработками в области сверхвысоких частот и всего, что с ними связано. А связано с ними много чего: не только микроволновые печи, но и радио, телевидение, навигация, радиоуправление, компьютерная техника, а также точное медицинское оборудование.
Исследования в этой области шли настолько активно, что HP в мгновение ока очутилась на пике славы, популярности, а также рынка микроволновых устройств. Теперь если какому-либо учреждению или предприятию нужны были подобные девайсы, заказ отправлялся именно в HP. Про заинтересованность военных говорить не будем. Скажем только, что после долгих лет работы на благо государства Дейв в 1969 году был призван на государственную службу в качестве замминистра обороны США и прослужил в этой должности до 1972 года.
В 1957 году компания провела IPO — правда, сначала обойдясь без услуг биржи. А в марте 1961 года Билл и Дейв отправили акции компании на NYSE.
В 1964 году HP, все увереннее осваивая точное приборостроение, выпускает первые атомные часы, которые на многие годы станут символом точного времени. Проект получил широкую известность, и в 1967 году девайс облетел весь мир для синхронизации часов с точностью 0,1 мкс (0,0000001 с).
В 1966 году HP выпускает свой первый компьютер. В отличие от типичных образцов того времени, дававших сбой при любом дуновении ветра, данный аппарат был вполне надежным: не боялся ни воды, ни тряски, ни пыли. Раскупленные модели работали на кораблях и военных объектах десятки лет и были заменены лишь потому, что морально устарели. Однако соревноваться в производстве компьютеров с главной «Белоснежкой» того времени, компанией IBM, о которой мы рассказывали в предыдущих выпусках, было бы глупо, так что HP решила пока не гнаться за лидерством на этом рынке.
Билла Хьюлетта особо привлекал другой проект, зревший в лабораториях HP, — калькулятор. Именно его шефство над разработкой первых моделей обеспечило революцию в технических, строительных, банковских и других профессиональных расчетах, математика которых далеко выходит за пределы «2х2». Революцию, к которой наша страна не имеет, к сожалению, никакого отношения. Дело в том, что во всем мире широко распространены так называемые «научные» калькуляторы, способные высчитывать сложнейшие функции, легко проводить самые запутанные расчеты, строить самые трудные графики, и вообще всячески упрощать жизнь людям, связанным с высшей математикой. У нас же такие девайсы не прижились, так что в случае необходимости мы по-прежнему тянемся за логарифмической линейкой либо открываем учебник высшей алгебры. А в США, например, без такого калькулятора даже в выпускной класс школы не пустят — вещь считается крайне необходимой. Именно Билл Хьюлетт послужил главным инициатором создания этих портативных девайсов.
В 1968 году на радость Биллу с конвейера сходит первый настольный научный калькулятор «Хьюлетт-Пакард». Размером он был с хорошую пишущую машинку (если кто-то еще помнит эти приборы). Воодушевленный Билл тут же заключает пари с собственными лаборантами, что те не смогут сделать калькулятор, способный поместиться в кармане его рубашки. После просчета возможной стоимости подобного девайса озадаченные конструкторы спросили у Билла — кто же захочет покупать научные калькуляторы крохотного размера по астрономической цене $350? Билл невозмутимо ответил: «Как кто? Я!»
Проект был запущен, и в 1972 году первый hp-35 (у него было 35 кнопок) увидел свет. Радости Билла, равно как и всех гиков США, не было предела. Девайс пользовался такой же фантастической популярностью, какой сегодня пользуются «айподы» или приставки «Сони-плейстейшн». Их просто сметали с прилавков, за ними выстраивались очереди, люди продавали автомобили и брали кредиты, чтобы купить волшебную портативную машинку. Логарифмическая линейка осталась не у дел.
Окрыленный успехом, Билл тут же предлагает продолжить исследования по миниатюризации девайса и выпустить калькулятор, встроенный в наручные часы. Проект был доведен до конца — калькулятор-часы появился в продаже в 1977 году, однако коммерческого успеха не имел: стоимость была и впрямь запредельной.
В сознании многих людей НР закрепилась как компания, выпускающая калькуляторы. Желая ассоциироваться не только с ними, но и с компьютерами, руководители всерьез задумались о покорении этого рынка. Завоевать лидерство, конечно, было невозможно, но свою нишу HP, безусловно, заняла.
Инновации следовали одна за другой: в 1980 году, опережая на год знаменитый IBM PC, взорвавший индустрию, Билл и Дейв, не желая использовать практически монополизированное IBM название «компьютер», сделали первый «вычислительный центр» со встроенным принтером — фактически это был первый персональный компьютер.
В 1982 году в HP создали первый «наладонник» НР-75с, работавший с принтерами и внешними дисками. Правда, его дисплей имел всего одну строчку. Вслед за ним появился персональный компьютер с функцией тачскрин, и компания начала отвоевывать утерянную в 1960-х годах позицию лидера компьютерных технологий.
Но лаборатория НР готовила своим основателям новый сюрприз. В 1984 году технология термальной струйной печати Thinkjet помогла всему миру избавиться от кошмарно скрипевших матричных принтеров. Стоит ли удивляться тому, что продажи принтеров HP, тихих и доступных, рванули вверх со скоростью света! Вслед за ними выросли показатели еще одной новинки — принтера Laserjet, который печатал еще тише и еще быстрее. К 1993 году компания продала 10 миллионов Laserjet'ов. Кажется, в 1990-х годах у каждого был такой принтер — на работе, дома или в университете.
К началу девяностых НР выпускает новую серию принтеров Deskjet, которые могли осуществлять недорогую цветную печать с весьма сносным качеством. Снова хит!
В списках Fortune 500, Fortune «Компании-новаторы», Fortune «Самые лучшие компании-работодатели» и ряде других HP занимает все более и более высокие места — зачастую в первой десятке.
Старый гараж, в котором ребята начинали свои труды, правительство штата Калифорния признает «памятником истории» и «местом рождения Силиконовой долины». К пошатнувшемуся сараю начинают водить экскурсии, у него появляются собственные сувениры.
А НР в 1993 году выдвигается и на рынок ноутбуков: в продажу поступает Omnibook 300, действительно компактный компьютер весом всего полтора кило.
В 1996 году мир покидает «главный бизнесмен НР» Дейв Пакард.
В 1998 году появляется первый полноценный КПК от НР — Jornada.
В 2001 году умирает 87-летний технический гений компании Билл Хьюлетт.
В 2002 году НР покупает успешную американскую компьютерную компанию Compaq. По завершении этой сделки НР серьезно увеличивает присутствие на компьютерном рынке, предлагая все более интересные модели ноутбуков, компьютеры и, конечно, знаменитые IPaq. Чтобы показать, насколько серьезна сделка, НР даже сменила свой биржевой символ с HWP на HPQ.
В 2008 году валовой доход компании перевалил за $100 млрд., а количество сотрудников — за 300 тысяч. Безусловно, HP принадлежит к тому типу компаний-государств, которые вызывают белую зависть у любого сидящего в гараже начинающего предпринимателя. Действительно: кто не хотел бы построить подобную империю, имея в руках лишь $538 и перфоратор


15 октября, 2008
15 октября, 2008
"Нужны специалисты по корпоративной культуре"
Компания «Оранта Страхование» отпраздновала День страховщика вместе со своими агентами
© 2007 Фонд «Праздник». Программное обеспечение: GEHARD.