В разделе:

Новости сообщества
News mail
Главная Философия Обсудить темы Проекты Об издании

Корпоративный запой

27 апреля, 2008 Главная страница
Корпоративный запой

Когда капитан инженерных войск Руже де Лиль писал «Марсельезу», он и не подозревал, что она станет главной песней Франции: чтобы поднять боевой дух якобинцев, он в течение одной ночи переделал текст, взятый им из прокламаций, сочинил к нему музыку, и уже утром ее распевал целый батальон волонтеров. Словом, создал Руже походную песню, а получился гимн.

В Стране Советов, в отличие от Франции, песнями-гимнами занимался целый идеологический аппарат при ЦК, который свято верил — и был абсолютно прав, что энтузиазм трудового народа напрямую зависит от идейно выдержанной музыки. И радио гремело бодрыми и умело аранжированными рифмами, вроде «Широка страна моя родная… я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек…», «Утро красит нежным светом стены древнего Кремля…», «Взвейтесь кострами, синие ночи, мы пионеры — дети рабочих…». В то время эти песни были настоящими хитами, их напевал каждый советский человек, зная каждую от «а» до «я». Да и как их было не петь, когда их крутили с утра до вечера. И, что удивительно, они действительно «и строить, и жить помогали».

Шло время, менялись музыкальные стили, а потом, когда грянула перестройка, СССР плавно перешел в РФ и миф коммунизма растаял в тумане, гимны затихли. Человек ринулся в «загнивающий капитализм», стало не до песен. Да и новой власти тогда казалось, что нужды нет подпитывать идеологией ринувшиеся в рынок новоиспеченные ООО, ЗАО и прочие компании. Но наши люди, десятилетиями воспитанные на музыкальной поддержке, как-то сникли, посерели, поскучнели, и единственным, что их сплачивало в коллективе, стало обеденное чаепитие. Энтузиазм угасал, и руководство фирм стало искать выход. Как говорится, все новое — это хорошо забытое старое, и, не найдя ничего лучше, они переняли опыт ЦК. И… пошло-поехало.

«Бабы — нашим не чета»

Сегодня чуть ли не в каждой компании есть свой собственный корпоративный гимн. Да что там гимн — целая корпоративная индустрия со своими внутренними законами, инструкциями и прочим коллективизмом, который нынче именуется лояльностью. Хорошо еще, когда руководитель в уме, а бывает и так, что подобные уставы настолько абсурдны, что впору бежать от такого шефа. Но это не так просто: в трудовом договоре нередко прописывается пункт «лояльность». А это значит, что сотрудник становится неотъемлемой частью организации и полностью поддерживает и одобряет любое начинание директората. Будь то хоть пляски в обеденный перерыв, хоть променады по улицам в тяжеленных поролоновых костюмах в жуткую жару или перепевы хвалебных од ранним утром с обязательным жестом — «Виктория!».

— Корпоративная культура, увы, порой превращается в настоящий диктат, — рассуждает заведующий отделом поэзии журнала «Сибирские огни» Станислав Михайлов. — Например, в одной охранной фирме сотрудников выстраивают в шеренгу до начала трудового дня, включают российский гимн и заставляют слушать по стойке смирно. Или директор придумывает какой-нибудь стихотворный бред и мучает им весь штат. Если говорить об офисных гимнах, которые сейчас звучат чуть ли не в каждой конторе, то в большинстве случаев их сочиняют графоманы. По крайней мере, могу уверенно сказать, что все «поэты», дающие объявления в новосибирских газетах, далеки от искусства. Поэтому и гимны в своем большинстве немного глуповатые. Да и сами заказчики порой не обладают большим умом и изысканным вкусом. Я иногда тоже подрабатываю подобным образом. Сейчас вот исполняю заказ одной крупной компании. Им потребовалось поздравление в стихах. И, честно сказать, я уже пожалел, что взялся за это дело. Клиент просит, чтобы в строчках обязательно звучало имя-отчество, к примеру, Людмила Николаевна. И как он, интересно, себе представлял себе подобную рифму к И.О.? Мало того, в «товар» нужно уложить еще массу несущественной ерунды и представить все это в трех разных вариантах, для каждой отдельной группы. Был у меня заказ и с одного завода, выпускающего строительные товары из свиной щетины. Ну не будешь же, в самом деле, сочинять про хряков или малярные кисти?

Сочиняют, как выяснилось, и не только про щетину, но и про трубы, и колбасу, и булки…. Есть песня и у мясников, выставленная в Сети как самый несуразный корпоративный гимн: «Накормить народ нетрудно, если топоры в руках. Расскажу о чудо-людях, расскажу о мясниках. Их машины — цвета ночи, бабы — нашим не чета. Мясники крутые очень, не боятся ни черта». Поют про себя и буфетчицы: «Мы накормим и напоим, и закусочку дадим… Наш колбасный бутерброд так и просится к вам в рот…». А заводчане сибирского завода по выпуску проводов напевали: «Проволочки мои. Ах вы, ночки мои…».

Рифмуй не рифмуй…

Но, пожалуй, наиболее тяжелые гимны у организаций с длиннющими названиями вроде какого-нибудь НИИМОНТАЖСПЕЦСТРОЙТЕХНИКА или «Волгадизельаппарат». Их выговорить-то трудно, не то что пропеть. Но ведь поют! И как поют! «Знают «Волгадизельаппарат» в каждом уголке большой России, наш завод талантами богат, наш завод традициями сильный. Как Волга начинается из ручейка, так утро в Марксе начинается с гудка. «Волгадизельаппарат», «Волгадизельаппарат«, над родимым краем блеск твоих наград». Несомненно, сотрудники этой аппаратной организации обладают скороговорными талантами.

— Разумеется, не все гимны сложные, как эти, — повествует Михайлов, — и не все абсурдные. Есть вполне удачные, которые коллектив принимает и даже поет за столом, без давления со стороны начальства. Создание хорошего произведения — плод коллективного труда. Это и поэт, и композитор, и аранжировщик. Но, как правило, новосибирские бизнесмены платить много не желают и обращаются к псевдомастерам. Но какая цена, такое и качество. Корпоративный гимн, написанный по всем правилам, у нас стоит тысячу долларов, а в Москве — в три, а то и в пять раз дороже. Но дело даже не в деньгах, хотя и в них тоже. Прежде чем приступить директорату к написанию хвалебной оды, лучше все-таки посоветоваться с коллективом: ведь исполнять-то придется песню именно ему. И если она противна, то сотрудник рано или поздно уволится. Или будет находиться в постоянном стрессе, что повлияет на производительность труда.

Судя по фотографиям корпоративных хоров, представленных в Сети, не все сотрудники поют с удовольствием. Напротив, для многих это неизбежная повинность. А попробуй не спеть! Крупные офисы оборудованы видеокамерами, которые тщательно следят и за движением губ, чтобы слова как горох от стенки отлетали, и за мимикой певцов. Нетрудно представить, что может последовать, если солист «смотрящему» не понравится.

Впрочем, сотрудники некоторых спецслужб и без камер поют свои гимны с нескрываемым удовольствием. Вроде этого: «Не все еще искоренили, ребята, берегите честь! Ведь сколько швали, дряни, гнили еще в родной отчизне есть». Или: «Пронзит сквозь темноту луч света от

КамАЗа. Он знает здесь тропу и даже кустик каждый. Но как бы ни хитрил водила с грузом этим, от СОБРа не уйдёшь на всем на белом свете».

За это деньги платят

Почти все корпоративные гимны поются исключительно среди своих. Но крупные корпорации предпочитают хвалить себя публично, причем исполняют их песни популярные поп-звезды, такие как Филипп Киркоров, озвучивший гимн «Техносилы», или Лариса Долина, воспевшая «LG». Но звездных исполнителей могут позволить себе лишь богатые компании, ведь стоимость поп-соло исчисляется десятками тысяч долларов.

Новосибирские фирмы звезд себе не выписывают, но и они пытаются проявить амбициозность любыми способами, придумывая шокирующие рифмы. Не будем показывать пальцем, но одна такая компания постоянно поет по радио: «Чтоб извергалось ваше семя и к сексу был зверский аппетит». Вроде бы все естественно, но ухо режет. Интересно, а что поют на заводе по выпуску резинового изделия номер два?

— По сути, все фирмы, если корпоративная культура в них не доводится до абсурда, а, напротив, лишь помогает сотрудникам чувствовать себя нужным, идут в правильном направлении, — убежден Михайлов. — Это лучше, чем чувствовать себя одиноким, постоянно посматривая на часы: сколько минут до конца рабочего дня. И если есть коллективная песня, задорная и веселая, она нисколько не мешает. Увы, не все руководители это понимают, и, пользуясь своей должностью, лишь реализуют свои амбиции, не принимая во внимание настрой коллектива.

Трудно с этим не согласиться. К примеру, в нашей, журналисткой среде часто редакторы вывешивают фразы, которые нельзя использовать в материале. И знаете почему? Да просто они им не нравятся. Или запрещают писать на какую-нибудь тему по причине неприятной с ней личной ассоциации.

Такое творится почти в каждой сфере. В одной компании по производству собачьего корма, например, директриса чуть не уволила сотрудницу за розовую резинку в волосах, мотивировав тем, что это противоречит корпоративной политике о внешнем виде. В другом офисе даже в летний зной требуется носить пиджак и галстук. В третьем женщинам категорически запрещают макияж. В четвертом директор устраивает вечера поэзии собственного сочинения или заставляет всех делать зарядку. Посему корпоративный гимн, даже самый несуразный и нудный, не самая печальная придумка руководства. Не весь же день его петь придется, а несколько минут такой экзекуции можно и потерпеть. В конце концов, за это что-то платят.



24 апреля, 2008
04 мая, 2008
«Корпоративная культура как инструмент стратегического управления»
© 2007 Фонд «Праздник». Программное обеспечение: GEHARD.