История Философия Команда Проекты Организация мероприятий

Все номера

Журналы > Корпоративная культура > 2007, №1 > Российский рынок труда в 2006 году

Автор: .
Рубрика: Тема номера.

Опубликовано 19/09/2007

Обзор подготовлен компанией HeadHunter на основе размещенных на ее сайте www.hh.ru вакансий компаний-работодателей и резюме соискателей.

Большой объем информации (около 50 000 вакансий и более 600 000 резюме), содержащийся в базе, позволяет получать репрезентативные данные. Некоторые кадровые агентства пользуются сайтом hh.ru при проведении собственных исследований рынка труда. О репрезентативности выборки говорит то, что клиентами компании HeadHunter являются более 25 тысяч прямых работодателей и почти все кадровые агентства, работающие на отечественном рынке.

В 2006 году наблюдался рост спроса на топ-менеджеров, бренд-менеджеров и аудиторов. Особенно остро чувствовался дефицит высококвалифицированных IT-специалистов. В то же время, зарплаты быстрее всего росли у менеджеров по рекламе, экономистов и кассиров.

 

Для каждой профессиональной области специалисты выделили следующие характерные черты:

Высший менеджмент

·                     Спрос на топ-менеджеров может варьироваться в зависимости от профессиональной области. Можно смело говорить о том, что огромными темпами растет рынок IT, традиционно высок спрос на специалистов по продажам во всех областях.

·                     Работодатели готовы платить очень высокие зарплаты высококлассным специалистам, отвечающим их требованиям. Неамбициозные менеджеры, оценивающие свой уровень профессиональной компетенции в 3000$, не вызывают у работодателей особых симпатий. Ярких профессионалов в топ-менеджменте немного, поэтому подбор специалиста, полностью отвечающего требованиям работодателя, - это долгий и сложный процесс. Выделенная тенденция является общей для всех профессиональных отраслей и регионов.

·                     В последние годы число зарубежных специалистов в высшем руководстве существенно сократилось. Значительно вырос уровень профессиональной подготовки российских топ-менеджеров. Так, в 2005г. на сайте HeadHunter (hh.ru) в разделе «Высший менеджмент» 52% всех вакансий было размещено с требованием/пожеланием к соискателю иметь степень МВА. За прошедший же год в Москве в разделе Высший менеджмент число вакансий специалистов со степенью МВА увеличилось на 36%, а в Санкт-Петербурге прирост составил порядка 60%.

 

Маркетинг

·                     В 2006 году наблюдался рост спроса на брэнд-менеджеров, дизайнеров и менеджеров по рекламе.

·                     Помимо требований, выдвигаемых к тому или иному специалисту, существуют общие требования. В сфере маркетинга такими требованиями к соискателям являются: опыт работы по специальности в течение 2-3 лет, знание английского языка, грамотный русский язык, наличие портфолио по своей специальности, креативность и умение концентрироваться на различных задачах.

·                     По данным на 2006 г., быстрее всего росли доходы у директоров, менеджеров по рекламе и аналитиков.

 

Информационные технологии

·                     Несмотря на высокие темпы роста сферы IT, в данном сегменте кадрового рынка сложилась непростая ситуация, как для работодателей, так и для соискателей. Причин тому несколько. Во-первых, чувствуется дефицит высококвалифицированных кадров. В активном поиске работы, как правило, находятся специалисты с маленьким опытом работы и выпускники вузов. Во-вторых, замечено, что темпы роста заработной платы в сфере IT невысоки. В-третьих, изменяется представление работодателей о профессиональных качествах хорошего IT-специалиста: IT-специалист, работающий в одном направлении, через год-два перестает быть интересен работодателям.

·                     Наибольшей популярностью у работодателей пользуются разработчики программного обеспечения, аналитики, WEB инженеры, тестировщики, дизайнеры, системные администраторы.

·                     За рассматриваемый промежуток времени заработная плата IT-специалистов не претерпела значительных изменений. Динамика заработной платы положительна по всем выделенным специальностям, но без резких скачков. Быстрей всего рос уровень доходов разработчиков программного обеспечения. Низкие темпы роста заработной платы объясняются переизбытком на рынке IT-специалистов с маленьким опытом работы и низкой квалификацией. Работодатели готовы платить больше высококвалифицированным специалистам, которых явно недостаточно. Очевидно, ситуация изменится тогда, когда придет осознание того, что хорошие кадры можно вырастить, обучая молодых специалистов.

 

Бухгалтерия \ Управленческий учет \ Финансы предприятия

·                     Абсолютными лидерами востребованности среди специалистов финансовой сферы являются аудиторы. Основной причиной резкого увеличения востребованности аудиторов, по мнению генерального директора компании HeadHunter Юрия Вировца, является стремительный рост российского рынка слияний-поглощений. А каждая сделка на этом рынке требует аудиторского сопровождения.

·                     Традиционно востребованы рядовые специалисты: экономисты, бухгалтеры, кассиры. Несмотря на большое количество вакансий, работодатели заинтересованы приглашать на работу сотрудников, имеющих опыт работы в аналогичной должности не менее 1 года.

·                     Наиболее высокооплачиваемыми специалистами в финансовой сфере являются финансовые директора, главные бухгалтеры и финансовые аналитики. Однако в 2006 году отмечается снижение среднего уровня заработной платы этих специалистов примерно на 5-6%. Некоторое сокращение зарплат наиболее высокооплачиваемых финансовых специалистов означает, что сейчас происходит коррекция рынка труда, который в 2005 г. был сильно перегрет. Зарплаты финансовых директоров и главных бухгалтеров тогда резко взлетели, а сейчас они возвращаются к нормальному уровню.

·                     По данным на 2006 г., быстрей всего росли доходы у рядовых специалистов: бухгалтеров (на 13%), экономистов (на 25%), кассиров (на 20%). Это объясняется тем, что рядовые сотрудники и менеджеры среднего звена являются очень динамичной категорией работников, склонной к частой смене мест. Людей, готовых выполнять не очень творческую, но требующую квалификации работу, не хватает, поэтому рост зарплат неизбежен.

 

полностью статью читайте в журнале Корпоративная культура

© 2007 Фонд «Праздник». Программное обеспечение: GEHARD.