История Философия Команда Проекты Организация мероприятий

Все номера

Журналы > Корпоративная культура > 2006, №3 > Интеллектуальные игры для боссов.

Автор: Ольга Дичева.
Рубрика: Корпоративный туризм.

Опубликовано 19/09/2007

Игровой туризм: требования рынка.

Сейчас на рынке тур-индустрии актуальна задача создания новых, креативных проектов, которые были бы интересны и топ-менеджменту компании. Заметно, что последние два года у корпоративных заказчиков стал довольно популярен игровой туризм, то есть путешествие с элементами игры. Действие, происходящее при этом, соответствует определенному сценарию, полному загадок, которые нужно отгадать, посланий, которые нужно расшифровать (или зашифровать), совместных действий, которые открывают путь к следующему заданию.

Все чаще руководство компании использует поездки как подарок для сотрудника, как показатель признания его заслуг.

В каждой компании регулярно случаются события, которые хочется отметить: завершение отчетного периода, день рождения фирмы и т.п. Всегда при проведении подобных мероприятий хочется чего-то нового и необычного. Выезд за рубеж подходит как нельзя лучше не только для  отмечания каких-либо значимых событий, но и для решения конкретных бизнес-задач. Ведь не секрет, что многие сделки заключаются во время общения в ресторане. Так и здесь. Во время поездки компании Musa Motors решались совершенно определенные, насущные задачи. Как сказала Наталья Ямщикова, «Нам было необходимо закрепить навыки программы по стратегическому менеджменту, которую мы провели для Совета директоров. Также наш тур преследовал целью закрепление командного духа нашей компании. Нужно сказать, что корпоративный дух в нашей компании всегда был на высоте. Мы стараемся строить бизнес с человеческим лицом, делать акцент именно на развитии персонала, а не на чистом бизнесе и прибыли. Хочется не снижать ту планку, что мы сами себе задали, в том числе и подобными поездками, которые мы постараемся сделать регулярными». Поездка преследовала еще одну, немаловажную, цель – чтобы люди получили удовольствие от поездки, от общения друг с другом. Люди имели возможность выехать за границу с супругами, для которых не было отдельной программы – жены и мужья топ-менеджеров участвовали в действе наравне со всеми. Ведь людям, которые работают в Совете директоров все сложнее делить жизнь на рабочую и личную, гораздо лучше, когда эти сферы взаимодействуют, и это тоже очень сплачивает коллектив. Жены видят, где и с кем работают их супруги, и начинают более лояльно относиться к вечным задержкам на работе. Также супруги привлекаются для других проектов и помогают с удовольствием.

 

«На мой взгляд, подобные мероприятия только тогда имеют смысл и позволяют решать даже стратегические задачи, если это не разовая затея, а продуманная цепочка событий, и поездка в Италию – один из шагов в общем контексте работы с персоналом, в том числе с Советом директоров. И задачи, которые осуществлялись в эти поездки, ставились не за день и не за два, а года два назад. И когда речь зашла о программе командообразования для Совета директоров, мы поняли, что в ней обязательно должна быть изюминка, - говорит Наталья Ямщикова, один из организаторов данного мероприятия, - По существу, не столь важно, в каком бассейне или ресторане будет происходить действие, важно, что именно будет происходить.»

 

 

Покорение Рима.

Проект, в рамках которого путешествовала компания Musa Motors, был назван «Ключи от мира». Сотрудники компании путешествуют и ищут свои «ключи от мира». Понятие ключа стало в данном случае близким к сфере деятельности Musa Motors - автомобильной компании.

Предполагается, что это будет не один выезд, а серия поездок. В этот раз люди путешествовали по Риму. В следующий раз они могут открыть для себя Париж или Лондон. Суть этого проекта в том, чтобы не просто познакомиться со знаменитым городом, а завоевать его, то есть прочувствовать и попробовать привнести что-то свое, оставить свой след в истории этого города, пусть длинною всего  в пять дней, но это будут незабываемые пять дней, насыщенные приключениями и сюрпризами. Проект рассчитан на высший управленческий состав, и соответственно нужно было придумать что-то изысканное и небывалое. Организаторы стремились решить, с одной стороны, бизнес-задачи, а с другой, вырваться из каждодневной жизни и попасть во что-то, из ряда вон выходящее.

Но в то же время нужно было учитывать, что люди в поездки ищут не в последнюю очередь отдыха, и не нужно их слишком загружать сложными загадками. В итоге в программе сочетались интеллектуальные игры и экскурсии по Риму. Так что удалось реализовать и познавательную цель поездки. Причем, гиды были не только профессиональны в своей области, но и посвящены в тематику поездки. Их удалось заразить нашей идеей.

Проект осуществляли координатор – Наталья Ямщикова, представители компании «Парадайз-Инсентив» и бизнес-тренер. Также над подготовкой проекта работал профессиональный режиссер-сценарист, создавший сценарный план.

Очень важно, чтобы игра началась не при выходе с трапа самолета, а задолго до этого. В данном случае команда участников была вовлечена в действие еще приблизительно за месяц до начала поездки, в Москве. Заранее были разосланы электронные письма с инструкциями, указывающими прочитать книгу Д.Брауна «Код да Винчи». О том, что книга будет полезна в путешествии, участники догадывались, но подробности сюжета оставались для всех тайной, за исключением координатора проекта и  руководителя, утвердившего бюджет на мероприятие. Сюжет книги стал моделью, интерпретация которой в действии могла быть самой непредсказуемой.

 

Первое событие произошло уже в самолете, причем в нем были задействованы бортпроводники, что в условиях мер повышенной безопасности в нашей стране сделать было непросто.  

 

Далее на протяжении всех пяти дней участники проекта обнаруживают в своих гостиничных номерах различные инструкции, согласно которым нужно было выполнять определенные действия, которые представляли собой единую цепь событий, из которой не может быть выброшено ни оно звено.

По прилете, в гостинице каждый участник получил послание с шифром, который нужно разгадать, чтобы узнать, что делать дальше. Причем, разгадать этот шифр можно, только объединившись с другими участниками, совместными усилиями. Таким образом как нельзя лучше достигается командное взаимодействие.

 

Разгадав послание, все направились на обзорную экскурсию по Риму.

В качестве элементов игры в нее входило обнаружение письма у стен Колизея. Условие раскрытия этого конверта – взяться за руки, поднять их вверх и громко прокричать: «Хлеба и зрелищ!». Сделано это было с большим энтузиазмом, что показало единение компании, и то, что для общей цели они готовы выполнить такое, казалось бы, несерьезное задание, не постеснявшись находившихся рядом туристов.

Послание у стен Колизея также было закодировано, и после его расшифровки участники отправились в ресторан, где происходило театрализованное действо: у дверей преграждали мечами дорогу соответственно одетые «гладиаторы» и требовали пароль для входа в ресторан. После получения пароля «гладиатор» на великолепном итальянском языке  произнес речь и пригласил участников в ресторан. Там тоже не обошлось без испытания – нужно было разрезать пиццу на 8 равных частей.

 

Следующий этап логично представлял собой мастер-класс по кулинарии.

Стоило больших усилий получить разрешение на время мастер-класса закрыть ресторан для посетителей. Но все же мы нашли компромисс и смогли договориться о времени, удобном и хозяевам кафе, и нам.  Действо разворачивалось на кухне, что стало сюрпризом для наших героев. Главный шеф-повар ресторана ввел всех в курс дела, а затем участники готовили сами для себя еду согласно специально составленному именно для этой компании меню.

Реквизит раздавался хаотичным образом, и людям нужно было собраться в группы, чтобы приготовить блюда. Причем, в каждой группе должен был объявиться лидер. Рецепты были самые простые, но оказалось, что такая вещь, как совместное приготовление салата замечательно сплачивает людей. От мастер-класса по кулинарии осталась масса впечатлений. И уже в Москве, когда люди видят в ресторанах те блюда, которые они готовили, они сравнивают, вспоминают и вновь переживают летнюю поездку в Рим.

 

Особенно запомнился и участникам, и организаторам и мастер-класс по живописи «Найди свой код да Винчи», который занимал центральное место в мероприятии. В ходе этого мастер-класса каждый смог раскрыться по-своему, не просто создавая художественное произведение: нужно было зашифровать в нем свое «тайное послание Риму»: чем этот город запомнился мне, что я открыл в нем для себя. Нужно заметить, что мастер–класс по живописи вели художники-профессионалы. В каждом из нас есть огромное море талантов, которые жизнь не всегда позволяет реализовать. А здесь такая возможность была предоставлена – испытать себя в качестве художника. В этом мастер-классе принимали участие люди, которые рисовали карандашами последний раз еще в школе, и в итоге получились такие шедевры, что решено было их оставить, вывесив на стенах нашего офиса. Причем, авторы картин иногда даже сами не верят, что это они нарисовали такую красоту. И еще люди признаются, что каждый раз, когда они проходят мимо этих полотен, у них щемит сердце от воспоминаний о том, как это было здорово.

 

Во время проведения Гала-ужина в замке XI в. состоялась разгадка зашифрованных посланий. Стоит отметить, что художники-профессионалы, под руководством которых проходил мастер-класс, равно как и шеф-повар, проводивший мастер-класс по кулинарии, должны были иметь специальное разрешение на проведение подобных мастер-классов.

Гала-ужин в старинном замке стал своеобразной кульминацией всего происходящего. Самое удивительное было то, что фотографии, сделанные в замке по качеству отличаются от всех других фотографий, на них более размытое и нечеткое изображение, несмотря на то, что использовалось одно и тоже оборудование. Мы так и не нашли этому рациональное объяснение, но это еще раз как нельзя лучше подчеркнуло атмосферу загадочности, которая была присуща путешествию по Риму. Созданию такой атмосферы способствовали и «подставы» - нестандартные ситуации, в которые вдруг попадали люди. На одной из представленных иллюстраций изображена такая ситуация – встреча с инспектором ДПС на центральной площади... Рима. Был выбран именно инспектор ДПС, поскольку соответствовал автомобильной отрасли, в которой работали участники.

 

В итоге на Гала-ужине в торжественной обстановке каждому из покорителей Рима был вручен маленький именной ключик с присвоением титула и фотографиями «родового поместья», которое они получают вместе с титулом. Затем участники сами должны были обнаружить тематические ключи: ключ от живописи, от кулинарии и другие, собрать их все вместе и вручить хранителю ключей. Взамен команда получила большой ключ от Рима.

 

Преодоление трудностей.

Техническая подготовка проекта заняла колоссальное количество и времени, и бумаг. Все было направлено на то, чтоб участникам проекта все происходящее показалось легким, с организационной точки зрения, и естественным. А за этим стоит грандиозный труд. Нужно было все продумать, чтобы все до мельчайших деталей было соблюдено согласно сценарию. Основные трудности носили организационный характер. Ведь Рим – древний город, и итальянцы очень бережно к нему относятся и стремятся сохранить все руины и памятники архитектуры города настолько, насколько возможно это сделать. Конечно, такую заботу нельзя не приветствовать. В частности, она выражается в том, что очень трудно получить разрешение на проведение чего-либо в Риме. Бюрократические препоны, которые при этом встают, не идут ни в какое сравнение с бюрократией в России, в Италии все намного жестче. И на five - oclock tea, который проходил в апельсиновой роще на панорамной площадке с видом на Ватикан, и на другие вещи нужно было получить специальное разрешение. Нужно было учесть, что не каждому ресторану будет предоставлено разрешение обслуживать недалеко от Ватикана. А чтобы что-либо разрешили оставить у стен Колизея – это практически утопия.

Но фирма «Парадайз-Инсентив» имеет опыт проведения мероприятия в Риме для частного заказчика. И чтобы его выполнить, мы выступили в качестве спонсоров одного из ежегодных благотворительных балов для посольства Италии в Москве, который был посвящен взаимоотношениям России и Италии, и там мы были представлены людям из посольства Италии, которые стали нашими рекомендателями. Это нам очень помогло и при выполнении того заказа, и в этом случае. Однако сколько ни планируй мероприятие, всегда бывают неожиданности. Так, например, по сценарию один из конвертов с зашифрованным посланием должен быть обнаружен возле здания парламента. Когда же мы  пытались конверт там положить (на что имелось разрешение), подошли карабинеры и начали задавать вопросы. В итоге после долгих уговоров удалось все сделать по сценарию, а карабинеры внесли остроту и добавили естественности в происходящее.

Важно также не бросать это мероприятие, в которое вложено столько и материальных, и душевных сил, в тот день, когда люди возвращаются в Москву. Должны проводиться программы, направленные на закрепление тех навыков, которые были получены, своего рода посттренинговое сопровождение.

 

Описываемая поездка состоялась год назад. Сейчас, по словам Натальи Ямщиковой, «подобные программы продолжаются. Вместе с тем, их задачи претерпевают эволюцию: усложняются, становятся более рафинированными.  Люди целый год с нетерпением ждали новой поездки. Нужно сказать, что мы немного изменили и формат мероприятия – теперь в поездке будет участвовать и группа представителей среднего управленческого состава нашей компании. Это лишний раз говорит об успехе поездки в Рим, о том, что мы не только не прекращаем осуществлять подобные программы, но и расширяем их горизонты. В нынешней поездке будут совершенно другие мастер-классы. Мы попытаемся раскрыть другие таланты наших сотрудников».

 

Записала Ольга Дичева.
© 2007 Фонд «Праздник». Программное обеспечение: GEHARD.