Верхний 1 Верхний 2

История Философия Команда Проекты Организация мероприятий

Все номера

Журналы > Корпоративная культура > 2005, №5 > "Харизма личности и харизма организации".

Автор: Антон Калабин, www.tonich.ru.
Рубрика: Тема номера.

Опубликовано 19/09/2007

Один из эффективных способов управления организацией – это харизматическое управление, при котором за руководителем признается лидирующая роль, сотрудники начинают ориентироваться на него, доверяют ему, а близость к такому руководителю является одним из главных мотивирующих факторов. В этой статье речь идет о различных методах увеличения харизмы организации.   

Что такое харизма. Можно ли «нарастить» харизму

На сегодняшний день существует множество определений харизмы. Практически каждая наука, каждая профессия подразумевают под этим словом что-то своё.

Вернёмся к истокам. Само понятие харизмы берет начало в христианской теологии. Харизмой, в церковно-славянском понимании, является дар, данный человеку свыше для выполнения этим человеком своего жизненного предназначения. Этим даром представители церкви считают ВСЕ способности и таланты человека.

Современное определение термина харизма было введено Максом Вебером. В его представлении харизма – это незаурядное качество личности, благодаря которому она воспринимается как сверхъестественная, сверхчеловеческая или, по меньшей мере, исключительная, обладающая особыми силами и свойствами, недоступными для других, оценивается как образец для подражания и признается достойной роли “вождя”. То есть, по Веберу, харизмой называется качество (или совокупность качеств), благодаря которым окружающие признают в  носителе харизмы лидера, вождя. А кого мы называем вождем? Человека, способного убедить в своей правоте и повести за собой. То есть харизма – это способность человека влиять на других людей посредством положительной социальной мотивации, способность человека убеждать и вести за собой.

Исходя из этой концепции, мы можем выделить несколько основных свойств харизмы.

Во-первых, харизма всегда относительна. Никто не будет спорить с тем, что у одного и того же человека в разных ситуациях и в разных обществах будет разное значение харизмы. Дети в детском саду, например, очень уважают практически любого взрослого. Студентка пединститута без особых проблем уже во время практики может вести уроки в начальных классах, а вот в старших, может случиться так, что её просто никто не станет слушать.

Что меняется в этих ситуациях? Правильно, аудитория. Соответственно, всегда, когда мы определяем харизму человека, необходимо указывать, по отношению к кому, к какой аудитории мы её рассматриваем. Это означает, что нельзя составить абсолютную шкалу харизмы. Ведь олимпийский чемпион и литературный критик будут иметь разную харизму в обществе профессиональных спортсменов. И совсем другая картина  будет, если они попадут в общество «писательской братии».

Во-вторых, харизма – это интегральное понятие. Итоговое значение харизмы является суммой по огромному количеству качеств или факторов. В каждой конкретной аудитории часть из этих качеств будет значимой, а часть нет. В любом профессиональном сообществе, например, профессионализм в профильной области значим, а в непрофильной – не значим. Утонченность восприятия будет значимой для богемной публики, а наличие командного голоса по достоинству сможет оценить сержантский состав любой армии. То есть, на харизму влияет достаточно много факторов. Причём значение каждого из этих факторов относительно.

В-третьих, харизма – это не дар свыше, а определенный набор качеств, практически все из которых можно изменить в ту или иную сторону.

Рассмотрев основные признаки харизматического человека, условно их можно поделить на три группы:

Характеристики, которые практически (как кажется) невозможно изменить. Это рост, пол, телосложение.

Свойства и умения, которые требуют длительной тренировки. Это, например, жизненный и профессиональный опыт, умение убеждать, располагать к себе людей, приятный голос, умение вызывать особый психологический настрой как у себя, так и у окружающих.

И третья группа – это набор правил, соблюдение которых гарантированно увеличивает харизму в любой текущей ситуации.

Харизма компании: компоненты.

С точки зрения внешнего мира организацию можно рассматривать как некое подобие личности. И работать с ней по тем же правилам. Действительно, организации, как любой живой организм, рождаются, развиваются и разрушаются. Организация может быть сильной и здоровой или слабой и болезненной. При этом первая может «заболеть», а вторая «выздороветь».

Организации имеют свои индивидуальные характеры, свойства и качества. Они могут быть агрессивными, консервативными, быстрыми или неповоротливыми, умными или глупыми. Кстати, вы никогда не пробовали описать свою организацию в этих терминах? Попробуйте! Только, чур, не обижаться.

И конечно же, организации обладают харизмой. Эта харизма определяет степень их влияния на деловых партнеров, на потребителей-клиентов, на потенциальных и уже работающих сотрудников.

Используя нашу модель, то есть, рассматривая организацию как живой организм, как некую личность, мы можем легко вывести правила и методы, которые надо использовать для повышения ее харизмы.

Харизма сотрудников

Один из главнейших факторов. Однако одинаковое ли влияние оказывают на итоговую харизму сотрудники разного уровня? Несомненно, что наибольший вклад в харизму компании вносят владельцы и топ-менеджмент. Так что, если стоит задача поднять харизму организации, начинать «раскрутку» персоналий нужно именно с них.

Другой эффект, который крайне важно учитывать, — это эффект «первого впечатления». Именно в момент первого контакта складывается основное впечатление о субъекте, будь то человек или компания. Поэтому крайне важно, КТО и КАК осуществит этот первый контакт.

Из разговора с одним из новых клиентов своей компании я с удивлением узнал, что эта компания еще несколько лет назад пыталась завязать с нами отношения. Но первый же телефонный разговор с нашим секретарем (наше счастье, что этот секретарь задержался у нас очень ненадолго) уничтожил их желание с нами работать.

Так что особое внимание — «точкам контакта». Крайне важно обеспечить секретарям, менеджерам по развитию и другим контактерам, например, стендистам на выставке, харизматическую спецподготовку. Это спецназ вашей компании.

У себя, в компании «Камео» мы решили эту проблему следующим образом: за контакт с любым новым клиентом отвечает один человек. На него переводят звонки от всех желающих поработать с нашей компанией. Он же проводит первую, самую важную беседу с клиентом, если тот пришел к нам в офис.

Очень важно, работают ли все члены команды в унисон или нет. Так, например, огромное количество людей на железнодорожном вокзале не производит на нас практически никакого (кроме ощущения неудобства) впечатления. Поток же идущих в одном направлении пассажиров уже заставляет нас посторониться. Именно поэтому даже команды «звезд» в спорте часто не могут добиться достойного результата, если у их членов не было возможности сыграться, сработаться.

Автор – Антон Калабин, www.tonich.ru

© 2007 Фонд «Праздник». Программное обеспечение: GEHARD.