Верхний 1 Верхний 2

История Философия Команда Проекты Организация мероприятий

Все номера

Журналы > Корпоративная культура > 2005, №3 > Идеология и эволюция корпоративной культуры

Автор: .
Рубрика: Тема номера.

Опубликовано 19/09/2007

Резинко. Поскольку главной темой нашего разговора является проблема соотношения революционных и эволюционных процессов в развитии корпораций, именно с них и следует начать. На мой взгляд, эти процессы связаны со степенью распространенности корпораций в обществе. Конечно, корпорации концентрируются, в первую очередь, в таких крупных центрах, как Москва и Санкт-Петербург, а также в других российских городах-миллионерах. Но есть и крупные сетевые структуры - компании мобильной связи или фирмы по распространению косметики, работающие на основе принципа сетевого маркетинга - присутствующие практически повсюду. Они находятся в авангарде распространения корпоративной культуры. Одним словом, этому феномену есть куда развиваться и вширь, и вглубь. В основе корпоративной культуры лежат принципы западного менеджмента, западной идеологии, если хотите, западного образа жизни в целом. Иначе говоря, западный менеджмент должен прижиться на российской почве - культурной, мировоззренческой, социально-психологической. А это все-таки очень непросто.

Западные модели корпоративной деятельности активно внедряются в нашем обществе. Данный процесс предполагает терпеливое воспитание корпоративных кадров. Это очень серьезная работа, и она направлена не только на формирование определенного стиля поведения сотрудника корпорации непосредственно на рабочем месте, но и способствует появлению нового образа жизни. Например, печально известная корпорация «Гербалайф» в качестве наипервейшего условия для всех своих работников выдвигала требование обязательного потребления продуктов, распространяемых компанией. К тому же всем давно известно, что человек, работающий в корпорации, обязательно должен ощущать себя не просто вольнонаемным работником, ему необходимо почувствовать, что он член единой команды, член семьи.

Отсюда можно сделать вывод, что развитие корпоративной культуры - это, в основе своей, эволюционный процесс, хотя и в нем могут наблюдаться перерывы постепенности. Однако все до сих пор происходившие в России внутрикорпоративные революции, были вызваны попытками банального передела корпоративной собственности, что имело и имеет весьма косвенное отношение к процессу развития корпоративной культуры.

Вопрос. Вы отождествляете понятия «идеология» и «корпоративная культура»?

Резинко. Не совсем. Если говорить об идеологии, то сейчас, как утверждают многие исследователи, идеология в прежнем виде, в форме доктрины, так, как она существовала во времена Советской власти (в чем, кстати, тоже можно усомниться), существовать уже не может. Сегодня идеология приобретает различные формы, в основном, визуальные: имиджевые, жизнестилевые. Поэтому говорить об идеологии, как о доктринальном монолите, сегодня просто невозможно. Это касается и государства в целом, и отдельных корпораций. У отдельно взятой корпорации есть даже больше шансов выработать собственную идеологию, чем у государства.

Это связано с тем, что корпорация является более упорядоченной, а потому более жестко управляемой структурой, чем государство. Из корпорации можно просто уволить человека, который не соответствует ее требованиям, а государство представляет собой слишком большую корпорацию, всех несогласных не исключишь. Поэтому приходится маневрировать, лавировать между различными слоями общества, что нам и демонстрирует нынешняя власть.

Вопрос. Чтобы говорить об управлении идеологией как частью корпоративной культуры, ее необходимо наблюдать как социальное явление. Насколько наблюдаема и управляема идеология?

- Резинко. Деятельность западных корпораций основана на западном менеджменте, который является технологической организационной составляющей западного образа жизни, западного мировоззрения, западной идеологии. Идеологии европейского Просвещения, идеологии демократии, западных либеральных ценностей. В этом смысле любые формы менеджмента идеологичны. Но если говорить именно о самой идеологии, то следует подчеркнуть, что хотя она и опирается на определенное мировоззрение, содержит некий общий социальный смысл, она всегда была и остается технологичной. Новая идеология, вернее новые идеологии, вырабатываются каждый раз, когда возникают новые прагматические задачи. Идеология обслуживает конкретные технологические процессы: макро- или мезо- политические, организационно-производственные, собственно социальные.

© 2007 Фонд «Праздник». Программное обеспечение: GEHARD.