История Философия Команда Проекты Организация мероприятий

Карнавал в Венеции

 

Карнавал в Венеции

 

                                         «Город сродни попытке воздуха удержать ноту 

                                        тишины, и дворцы стоят, как сдвинутые пюпитры…»                  

                                                                                                               И. Бродский

 

Попадая в Венецию, видишь нечто величественное. И. Бродский, влюбленный в этот город, говорил, что Венеция сама является произведением искусства, шедевром. Венеция пронизана великим искусством прошлого: Карпаччио, Тициан, Тьеполо, Каналетто, Веронезе, Лонги…

 

Название «Венеция» восходит к тем временам, когда во II в. до н.э. в венецианской долине поселилась индоевропейская народность из Иллирии, отличающаяся от  италистской.  Слово «венеты» — индоевропейского происхождения — означает «именитый». Город нереальный — осыпающиеся дворцы, вырастающие из воды с деревянными дверцами-ставнями, изъеденными временем. Каменные ступени, покрытые мхом; водоросли, уходящие под воду. Гондолы, некогда золоченые, ныне черные, лаковые с золотыми конями-уключинами, с красным атласом внутри.

Центральный Большой канал пересекает город почти  на всем его протяжении, многочисленные небольшие каналы посредством 400 мостиков соединяют 118 островков,  укрепленных  забитыми сваями из крупных деревянных бревен, на которые опираются фундаменты домов и дворцов.

По традиции, карнавал начинается 17 января в день Св. Антонио-аббата, хотя основные празднования проходят в последние три дня. В народном празднике принимали участие дож, синьория, сенат и послы. Во время карнавала приносили в жертву быка и проводились различные  развлечения с фейерверками.

В последние годы празднование карнавала преобразилось. Тысячи людей разных национальностей встречаются в карнавальные дни на площади Святого Марка в самом прекрасном  в мире салоне, чтобы похвастаться своими карнавальными костюмами и масками и забыться в беззаботном вихре веселья.

Уже в 1400 г. было распространено ношение масок, к тому времени сложилась особая группа ремесленников, занимавшаяся только этим промыслом. В течение праздника позволялось нарушать любые социальные нормы, власти республики проявляли большую терпимость по отношению ко всем гражданам.

Маски служили средством  изменения личности и временного стирания социальных различий. Концерты и танцевальные вечера проходили на самых больших площадях — Сан-Марко и Пьяцетта.

Старинные традиции не исчезли бесследно — и сегодня устраиваются балы, спектакли и карнавалы. Последний день празднеств завершается по традиции сжиганием чучела старухи (эвфемистической фигуры карнавала). Этот ритуал, символизирующий обновление, происходит на площади Святого Марка.

Маски Венецианского карнавала произошли из народной комедии «дель арте» XVIII в.,  высмеивающей пороки и слабости человека.

Так, маска Larva освобождает от самого себя, прячет реальные черты, временные и накладывает вечные, истинные. Самой распространенной  маской некогда считалась маска-костюм Баутта (Bautta) - гротескная, белая маска полуптица-получереп с черной треугольной шляпой и черной накидкой, закрывающей плечи. Костюм, одинаковый для мужчин и женщин, уравнивающий их в правах и поведении. Вольто (Volto) — маленький черный овал на середину женского лица. Эта маска не завязывалась тесемками сзади, как обычно, а зажималась ртом. Женщина, надевавшая такую маску, вынуждена была таинственно молчать.

В прошлом маски носили по полгода ввиду постоянной угрозы чумы.      

Современные венецианские маски идеально прекрасны, хотя иногда современные мастера для своих масок делают гипсовые слепки с живых лиц с последующей доработкой.  Маски обычно делают из папье-маше. Маски Венецианского карнавала недосягаемы, их нельзя обидеть, унизить, опрокинуть. Надевающий маску  внутренне возвышается, дотягивается до идеала.

Смысл Венецианского карнавала — веселье, свобода в действиях, вольность, он глубоко демократичен, в нем нет надрыва, вульгарности и агрессии.

Современный карнавал в Венеции — это парад костюмов, роскошных и фантазийных. Вместе с маской (иногда  это целое сооружение на голове) костюм закрывает всего человека и создает художественно-«архитектурный» образ. В таких костюмах почти невозможно двигаться — только величественно вышагивать, демонстрируя себя, слегка раскланиваясь, производя жесты руками, в которых обычно держат веер, жезл или зеркало. Венецианский карнавал — это фантастическое перевоплощение, нарушение законов обыденного, это праздник, полный достоинства и величия в своей недосягаемой красоте.

                                                                              Л. Кандалова 

 

© 2007 Фонд «Праздник». Программное обеспечение: GEHARD.