Верхний 1 Верхний 2

История Философия Команда Проекты Организация мероприятий

От римских портуналий до кинофестивалей

Беседа главного редактора журнала «Праздник» Игоря Увенчикова с Дмитрием Дмитриевым

Всегда приятно встречаться с профессионалом. Диму Дмитриева, директора агентства «Гильдия мастеров», режиссера, автора проектов карнавалов, корпоративных праздников, шоу,  я знаю давно. Всегда восторгаюсь его работой, его креативностью, его взглядами как организатора, режиссера.

Совместно с Димой Дмитриевым мы готовим серию материалов, с которыми познакомим наших читателей. Я уверен, что это интересно.

 

- Мы часто говорим о том, что, с одной стороны, нужно непосредственно для организаторов мероприятий, а, с другой стороны, что надо «воспитывать» клиентов, чтобы они в большей степени понимали, что им предлагают. Многие клиенты получают вместо сценариев какие-то писульки, и у них складывается мнение, что все агентства так работают и пишут такие сценарии.

- Проблема там, как говорится, на ноль. Я не знаю, как в Москве. Может быть, в Москве сразу пускают к генеральным директорам.

 

- Нет, не пускают.

- А в Питере, как правило, всегда ходят к директору по персоналу, который занимается этим, или к рекламистам, или к специалисту по суперакциям, который отвечает за этот сектор. И все вроде замечательно. Ты создаешь прекрасное впечатление при личной встрече, ты убеждаешь, ты «фонтанируешь» идеями. Потом приносишь ему полтора листочка. Он с этим идет к директору, и твою мысль пересказывает директору так, как он ее понял. Поэтому я своим режиссерам всегда говорю: «Ребята, не надейтесь на то, что кто-то за вас сделает вашу работу».

 

- Грамотно перескажет.

- Да. Перескажет грамотно и точно. «Вы все обаятельны, вы все красивы, – говорю я своим режиссерам, – но уж, будьте любезны, вот эту обаятельность представить в документе, который называется сценарный план». Сценарный план – это уже документ. Он делается для того, чтобы у клиента оставалось как можно меньше вопросов.

 

- Ты сейчас хорошо  рассуждаешь. Но есть многие люди, которые, к сожалению, приходят в этот бизнес, не имея нужной профессии, диплома об окончании  института культуры или опыта. Для многих даже различия между сценарным планом и сценарием нет. Они даже не понимают, что это такое.

- Различие очень простое. Сценарный план отвечает на вопросы: что, где и когда происходит – скупо. Относительно скупо. Это четкая действенная линия праздника. Я могу на эту тему долго говорить, потому что сейчас набрало силы очень модное движение event-менеджмент, событийный менеджмент. По классической режиссуре, событий в одном мероприятии должно быть не менее пяти. И каждое из них называется по-своему. Это очень смешно, когда сейчас говорят: «Мы делаем событие и его раскручиваем». Одно событие за все мероприятие. Это чушь! Это скукотища! Одно событие за все мероприятие – это ерунда! Их должно быть не меньше пяти. Только тогда можно построить эмоциональную линию праздника таким образом, чтобы зритель все время то хохотал, то смотрел на сцену, то рукоплескал.

 

- Они могут аргументировать это тем, что это пункты сценария, это не события. То, что ты определяешь событием, они могут обозначить кульминационными  всплесками.  Вчера я на семинаре услышал, что, по Станиславскому,  должны быть «затравка», развитие драмы и окончание. Что ты скажешь по этому поводу?

- Я объясняю. В сценарном плане есть все, кроме текстов ведущего и всех актеров, которые принимают в этом событии участие. Потому что тексты нужны уже на более позднем этапе. И моя технология включает три вещи. Первое. Все мы выходим на рынок. Поскольку сталкиваемся с воровством, нельзя на рынок выдавать сценарный план. Я два года этим занимался. Наткнулся на то, что куча компаний мои сценарные планы, немного переделанные, предлагает клиентам. Причем –  моим же. Поэтому, на выставку, открытую продажу выносится концепция. Это одна – полторы страницы текста, где убедительно показано, что мы хотим сделать, не раскрывая, как это будет сделано. Понимаешь?

 

- Я понимаю. Поймет ли тот менеджер, которому ты это дашь?

- Да, конечно. Потому, что это будет достаточно понятно и убедительно расписано. Задача концепции: заинтересовать, привлечь внимание, чтобы у человека возник вопрос: «А как вы это сделаете?». –  «Вот вы здесь все так интересно написали. Теперь я хочу узнать, как это будет происходить и сколько это будет стоить». У них возникает сразу этот вопрос. Второй документ, их два, концепция появляется только после разговора с клиентом. Как правило, бессмысленно отправлять, если тебя попросят, что-либо по электронной почте. Отправить сценарный план и смету, считай, что ты работаешь в «песок». Просто в «песок»!

 

- Я еще раз тебя провоцирую. Это надо донести до людей, которые в компании занимаются организацией мероприятий. Ведь им в большей степени это и присылают.

- Я тебе, знаешь что, скажу? Нет ни одной серьезной event-компании, которая любила бы черный тендер, которая хотя бы не ненавидела его. Очень многие пытаются «играть» с компаниями, которые занимаются организацией праздников, где есть режиссура. «Играть» в черный тендер. Что это такое. Это когда десятку компаний звонят и говорят примерно одинаковое: «У нас такой-то вечер. Нам бы хотелось с вами работать, пришлите нам сценарий». Все десять компаний пишут и посылают. Мы стараемся уже в этом не участвовать. Мы говорим, что мы пока не готовы приехать, но для того чтобы написать сценарий, мы хотели бы немножко узнать о вашей компании, поскольку нет одинаковых компаний, нет сценариев для всех вообще, и для этого нам нужна встреча с вашим представителем. Если человек соглашается на личную встречу, значит, он уже заинтересован в контакте, значит, он готов уже пойти на работу. И во время этой личной встречи можно выяснить массу подробностей. Интересы коллектива, какой коллектив, чем живет коллектив, что у них уже было, чего у них не было. Попытаться, самое главное, во время личной встречи человека вовлечь в некое сотворчество. Если это состоялось, значит, начало сотрудничества уже есть.

 

- Если этого не получилось, значит, вы просто-напросто не участвуете в тендере и вообще с этой компанией не имеете никаких отношений?

- Более того, некоторые компании в черный список заносим. Есть еще и такие event-компании, которые все тупо переносят на всех. И один и тот же проект показывают десяти компаниям. Подготовка любого сценарного плана, если ты не штампуешь их,  – это всегда определенного рода работа, умственная. Нужно создать концепцию, придумать, как это будет сделано, если нужна декорация, посоветоваться с художником, даже еще не готовя эскизы. Хотя бы взять примерные тексты, сказать: «Слушай, мы вот тут придумали, что у нас должен стоять огромный слон, а это можно вообще реально сделать?». Художник говорит: «Да, можно, но это стоит примерно…». Они уже знают, сколько это примерно стоит. У них есть технология изготовления из папье-маше или из другого материала. Т. е. идет работа. И очень глупо отдавать эту работу просто так. Есть ряд компаний, с которыми мы вообще не сотрудничаем.

 

- Эти компании твои подрядчики или клиенты?

- Клиенты.

 

- Неужели они думают, что праздник состоится, отдавая твой сценарий компании, которая им обойдется дешевле.

- К сожалению. Почему сейчас такая мощная конкуренция? Когда я начинал, такой конкуренции не было. Мои педагоги говорили так: «Праздник – он практически всегда обречен на успех». Ну, если уж совсем его не завалить. Например, объявляют артиста, а он не выходит. Накладки, которые случаются, их зритель, практически, не замечает. Это понимаешь ты и тот менеджер, с которым ты общался, у которого в руках есть твой сценарий. Ведь вечер держат в тайне от сотрудников, чтобы не раскрывать секрета. Бывают случайности. Опоздал кто-то на Новый год или что-то еще. И ты выкручиваешься, меняешь программу. От твоего мастерства зависит, как ты это сделаешь, чтобы зритель считал, что так и было задумано.

 

- Допустим, они возьмут твой сценарий и отдадут его другой компании.

- Они думают, что они сэкономят деньги.

 

- Если они нормальные люди, они же должны понимать, что ты это придумал, ты это сделал. Как это могут использовать другие?

- Честно говоря, они меньше всего ценят чей-то труд. Как раз к тому, что мой сценарий могут украсть и использовать, я давно уже привык, как к неизбежности в этом бизнесе. Даже за сценарный план я редко получаю какие-то деньги. Случаются редкие люди, которые говорят: «Ребята, нам понравился ваш сценарный план, по некоторым соображениям  мы выбрали другую компанию, но готовы вам заплатить за работу. Сколько это стоит?

 

- Такие случаи были?

Были, считанные случаи. За всю мою карьеру – три. Это исключения, которые из всяких правил могут быть. Все зависит от моральных качеств самого менеджера. В основном, это директора по персоналу старше 45 лет. Т. е. серьезные люди, понимающие: что за тем, что им предложили, стоит. У них совесть не позволяет отказаться, не оплатив работу, которая была уже людьми сделана.

 

- «Ну и что? Они же услуги оказывают. Мы же для них клиенты. Клиент всегда прав. Пускай они нам пишут и на нас работают».

- И люди нанимают другую компанию, дешевле, отдают твой сценарий. «Чуть-чуть его измените, вот это не понравилось, вот это вы дешевле нам сделайте». Либо делают сами. Сами делают! И это тоже вариант. Но, надо сказать, иногда слухи доносятся. И слухи такие. Я сценарий написал, а менеджер его использовал, так его потом уволили. Не знал он, что такое может быть. А зачем он сам-то делал? Надо было и дальше со мной продолжать работать. Я бы все поставил, он бы на повышение пошел. Были такие случаи. Например, менеджеру, который со мной работал, дали повышение. Праздник понравился компании. Его в Москву перевели, в филиал. Ведь это же показатель работы менеджера. Никому не нужен плохой праздник: скучный или когда все чересчур много выпили. Такое бывает пока, к сожалению, Рынок-то еще не устоялся до конца. Я не знаю, как в Москве. Но, в Питере идет 15–20-процентная прибавка каждый год к количеству компаний, желающих делать праздник с профессиональными компаниями, предоставляющими такие услуги. Пока еще идет прибавка.

 

- Вопрос по сценарию, по тендеру. Каковы твои рекомендации менеджерам? Например, человек закончил гуманитарный вуз и волей судеб стал менеджером в компании по корпоративной культуре и по организации мероприятий. Как ему сориентироваться, с кем нужно работать? Как грамотно прочесть сценарный план? Как понять, что ему предлагают классную вещь?

- У нас такой термин существует «сценарный план». Что такое сценарный план? Это праздник – на бумаге. Весь праздник, весь ход праздника описан на бумаге, до мельчайших подробностей. Например, не просто строчка: церемония награждения. Должно быть расписано, как она будет происходить. Что делает директор, как его вызывает ведущий. Даже иногда я расписывал номера артистов, которые будут выступать. Допустим, я приглашаю фокусника. Почему именно этого фокусника. Потому, что он делает такие вот, такие вот и такие вот трюки под очень динамичную музыку. Если эти подробности в сценарии есть, а не просто программа, перечисление, то это уже говорит о том, что исполнитель понимает, что он предлагает. Потом взяли эту бумагу и рассмотрели ход праздника – легко сравнить. Если я пишу, что фокусник Роман Волж  зажигает огонь в руках, потом этот огонь превращается в голубей. А самый замечательный трюк будет когда, он достанет сундук, и пригласит человека, и это может быть один из сотрудников компании, на которого укажут. Сотрудника гильотинируют, а он после этого останется жив, и с ним ничего не случится. Значит, я за это отвечаю, я веду работу. Значит, мне нужны вот эти, вот эти и вот эти трюки. Я всегда знаю исполнителя. Я знаю его программу, знаю, зачем беру его в свою программу. Это первое.

Второе. Все-таки, надо обращать внимание, на то, как концепция, идея отражена в действии. Ну, допустим: мы с вами совершим космическое путешествие, все вселенные перед нами пройдут. А потом, в действии, у нас выступает фокусник, факир. И чего? Где ручей, а где дача? Должно быть показано, как через эту концепцию будет проходить действие. Если это концептуальный праздник. Но, это не всегда нужно. Иногда бывает просто нужна концертная программа, это уже другое. Если нужен концептуальный праздник, там идей не так много, они бродят, кто-то их придумывает. Самое главное – должно отражаться само действие. Причем под действием я понимаю не только выступление артистов, но и конкурсы, и официальные моменты. Приведу пример.

Десятилетие крупной строительной компании. Им нужно было сделать праздник в форме кинофестиваля. Основа этого кинофестиваля такова. У них восемь подразделений в компании. Восемь крупных отделов. Задача отдела была сгенерировать идею, что они хотят. С участием профессионального сценариста, режиссера каждый отдел двумя-тремя камерами снимал пятиминутный фильм. Этот фильм был показан на экране. Мало того, что все хохотали до упаду, хорошо воспринимали, потому что это были свои, это было еще и сделано на уровне профессионального кино. Не просто маленькой камеркой сняли, а приезжали с приличными камерами, ставили свет. Одевали в костюмы, гримировали людей. Идея была их. С их тестами и шутками работал профессиональный сценарист, который выписывал их юмор, пытаясь понять. Ведь корпоративный юмор, он специфичен. Полный фурор. Но, под это дело было подогнано все. Т. е. даже президент компании, поняв, что все снимают, решил участвовать. Но, он подключился позже. Праздник длился три месяца, это был довольно большой праздник. Он за месяц прояснил идею, и никому ничего не говоря, видимо через своих людей, сам нашел других профессионалов, чтобы, видимо, не просочилось в компанию, и снял короткий фрагмент фантастического фильма с самим собой в главной роли. Там вообще такое было! Лукас «отдыхал»! Звездные войны! Там все летало, все сверкало! Ну, компьютерную графику ему видимо создали, а он подал идею космического звездного флотоводца. Это и означает, что концепция просчитана от начала до конца. Разумеется, специально были сделаны призы, которые вручались сотрудникам. Лучшим сотрудникам.

 

- Уже непосредственно на самом празднике.

- Это были эксклюзивные призы, которые не будут делаться больше. Они давались в корпорации. Это был кит. Бронзовый кит на пьедестале из полудрагоценного камня с именной табличкой, напоминающий некую киностатуэтку. Им вручался этот подарок. Казалась бы, ход банальный – кинофестиваль.

 

- Да, многие сейчас используют его.

- Да, но он не банален только тогда, когда все это доводят до абсолюта. Это действительно был кинофестиваль. И у нас была звездная дорожка.  И толпа фанатов у входа. И папарацци с фотографами. Все, как оно должно быть. Тогда, да. Тогда это сшибает. Тогда имеет смысл с этим работать. Не дешевый проект, я сразу скажу. Но, они хотели чего-то необычного. Они это необычное получили. Вспоминают до сих пор с большим удовольствием.

 

- Да, это здорово.

- Допустим. Менеджеру представили краткую концепцию, на страничку. Он читает: мы сделаем кинофестиваль, потом вручат призы, мы снимем ролик. А дальше нигде в тесте сценарного плана этого нет. Или это очень слабо прослежено. Грубо говоря, когда ты отдаешь первую концепцию, ты потом должен ответить на вопрос: как ты ее воплотишь. Причем в режиссуре «как» – самое сложное.

 

- Ты не первый это говоришь. Это действительно подтверждают профессионалы. Владислав Панфилов говорил об этом. Именно о разнице подачи и восприятия. Он давал совет менеджеру: «Спросите, как будет это сделано?».

- Как!

 

- Таким образом выявляется профессионализм.

- «Как?» – это профессиональный вопрос. Мейерхольд, один из моих любимых режиссеров, говорил, что у гениального режиссера «что» и «как» рождаются одновременно. Но чаще всего ты понимаешь «что», а вот до «как» приходится ползти. Это самое сложное. Я всегда говорю: «Почему я долго пишу сценарий? Мне недолго написать этот сценарий. Я хорошо печатаю на компьютере. Но, мне нужно «это» придумать. Придумать, как «это» будет происходить, все детали. И  на это, конечно, очень сильно влияет багаж, который за плечами. Почему, я предпочитаю использовать профессиональных режиссеров? Потому, что их в институте пичкали таким количеством праздников, сведений по истории праздников  – от римских портуналий до греческих дионидий. У ребят, как минимум, есть культурный багаж, откуда они просто могут «вылить» что-то.

 

- Сравнить с чем-то.

- Да. И почему предпочтительнее гуманитарии? Потому, что в гуманитарных вузах их пичкали литературой по истории искусства и чем-то еще. Оттуда ты что-то тоже можешь вытащить и что-то предложить. Чем больше твоя эрудиция, тем больше ты детализируешь ту или иную свою мысль. А менеджеру я советовал бы всегда смотреть, как эта концепция раскрывается в самом сценарном плане. Если этого нет, то либо тебя оставят, либо люди не совсем понимают, что они хотят. Почему есть мысль про одно событие. Когда внутри самого праздника есть события. Выступление генерального директора – это что? Событие. Награждение? Событие.

 

- Я с тобой согласен.

- Кульминация какая-то должна быть. Драматургия, правда, строится немножко по-другому. Знаешь, чем отличается драматургический театр от праздника? В драматическом театре ничего не может быть без конфликта. Здесь приходится конфликты строить очень осторожно. Это же праздник.

 

- Об этом многие говорят. Все пытаются себя рекламировать. Мы вам делаем событие, ищем конфликт. Многие научились грамотно представлять и позиционировать себя. Это будет рассматриваться и со стороны режиссерской работы, а в режиссерской работе должна быть динамика. Динамика за счет какого-то действия, конфликта. Только до конца они этого не понимают. Опять, если вернуться к вопросу «как?». Они могут даже сами этого не представлять.

- Да, конечно. Он прочитал несколько книжек по драматургии, и потом он тебе все расскажет. Но праздник чем отличается? В празднике же нет четкого конфликта. Если ты получаешь пьесу Шекспира, то конфликт уже заложен. Ты его можешь трактовать. Ты можешь его заострять. Ты можешь его выдвигать на первый план или убирать на второй. Все равно ты будешь строить концепцию спектакля. Почему это считается режиссерской профессией? Потому что режиссер ставит артистов: «Ты играешь там, ты играешь там». Ради бога, куча примеров. Николай Павлович Акимов, тридцать седьмой год. Он Гамлета сделал реально сумасшедшим! Гамлет у него действительно сошел с ума! И таскал за собой по сцене живого поросенка, который дико визжал. Ему этого не простили до конца жизни. Но он, тем не менее, имел право на такую концепцию? Имел право. Гамлет, например, Юрия Петровича Любимова в театре на Таганке – это совершенно другая песня. А в празднике ты сам закладываешь событийный ряд. Сам прослеживаешь действия. Единственное, что яркого конфликта в празднике быть не должно. Не должно быть конфликтной линии.

© 2007 Фонд «Праздник». Программное обеспечение: GEHARD.