Верхний 1 Верхний 2

История Философия Команда Проекты Организация мероприятий

Разработка бизнес-плана определение требуемой суммы вложений

Можно выделить три основные причины, по которым Вам, как предпринимателю, необходимо планировать свою деятельность:

Во-первых, процесс составления бизнес-плана, включая обдумывание идеи, заставит Вас объективно, критически и беспристрастно взглянуть на проект создания (или развития) своего предприятия во всей его полноте. План способствует предотвращению ошибок, дает ответ на вопрос, а целесообразно ли вообще заниматься этим видом деятельности. В процессе соотнесения затрат и доходов в рамках проекта определяется сумма вложений, необходимых для успешной реализации проекта.

Во-вторых, бизнес-план является тем рабочим инструментом, который при надлежащем использовании поможет Вам эффективно контролировать и управлять своим бизнесом, что в свою очередь является основой успеха.

В-третьих, законченный бизнес-план выступает в качестве экономического обоснования целесообразности финансирования Вашего проекта и может быть интересен инвесторам, партнерам, учредителям и прочим заинтересованным лицам. В этом смысле бизнес-план представляется одним из основных документов по добыванию денег.

Существуют определенные принципы, которые являются общими для разработчиков бизнес-планов независимо от страны и отрасли экономики и в соответствии, с которыми определяется структура бизнес-плана. Однако Вы должны внести в проект свое творческое начало, чтобы превратить идею в связанную реальность. Бизнес-план, с этой точки зрения, скорее произведение искусства.

В условиях нестабильной экономики расчет бизнес-плана нецелесообразен на срок более 3 лет.

Бизнес-план должен представлять собой сжатое, краткое, но одновременно убедительное изложение Вашего проекта.
Классическая структура бизнес-плана включает в себя 9 разделов. Конечно, каждый предприниматель вправе определить свою структуру плана, оставаясь в рамках классической схемы.

1. Резюме
Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана и является наиболее важным из разделов. Это связано с тем, что банкиры или другие финансисты очень занятые люди и предпочитают не тратить на знакомство с бизнес-планом более 5 или 10 минут, причем большинство из них зачастую ограничиваются прочтением только титульного листа и резюме. Таким образом, резюме должно быть кратким, не более трех страниц. Именно первое знакомство потенциального инвестора с планом является определяющим для судьбы проекта и поэтому резюме должно быть проработано таким образом, чтобы вызвать интерес к проекту. Пишется резюме в последнюю очередь, причем следует подбирать наиболее доходчивые выражения, сохраняя деловой стиль и не используя жаргонные фразы.

В резюме Вы должны включить следующую информацию:

  • введение в проблему;
  • долгосрочные и краткосрочные цели проекта;
  • краткое описание предприятия;
  • привлекательные стороны проекта;
  • преимущество Вашей продукции или услуг, ресурсы Вашего предприятия, его текущее финансовое состояние;
  • потребность в инвестициях, предполагаемые источники финансирования, график возврата заемных средств, описание того, что послужит гарантией возвратности кредита;
  • ключевые экономические показатели эффективности Вашего проекта;
  • какие риски, и какие вознаграждения могут ожидать инвесторов.

2. Описание предприятия

В этом разделе приводится история предприятия, сведения об его развитии за прошедшее время, описывается текущая ситуация, даются сведения об участниках проекта и руководителях предприятия. Здесь также Вам следует подробнее раскрыть суть проекта, историю возникновения идеи.

Если бизнес-проект будет реализовываться Вами в рамках существующего предприятия, то необходимо дать его краткую характеристику:

  • основные сферы деятельности;
  • стадия развития (расширение действующего предприятия, слияние с другим предприятием, выделение из состава более крупной фирмы, образование в результате приватизации, создаваемое совместное предприятие;
  • краткая история организации;
  • финансирование предприятия в прошлом и в настоящее время, его кредитная история;
  • учредители;
  • размер уставного капитала и величина оплаченной его части;
  • опыт Вашей предпринимательской деятельности и руководителей Вашего предприятия;
  • репутация предприятия.

Если речь идет о составлении бизнес-плана для совершенно нового предприятия, то предоставляется следующая информация:

  • планируемая организационно-правовая форма;
  • сведения об учредителях;
  • опыт предпринимательской деятельности учредителей.

3. Описание среды реализации проекта

Здесь Вам необходимо показать, насколько среда, в которой будет реализовываться Ваш проект, может способствовать или препятствовать его осуществлению и как может быть преодолено ее тормозящее влияние:

  • оценка текущего состояния экономики страны и ожидание тенденции развития (описание инфляционных колебаний);
  • текущее состояние производства в отрасли, к которой относится Ваш проект, и ожидаемые тенденции развития;
  • спрос на продукцию отрасли и ожидаемые тенденции его изменения;
  • тенденция изменение спроса на производимую Вами или планируемую к производству продукцию (услуги) в районе ее предполагаемого сбыта;
  • влияние импорта на изменение спроса на Вашу продукцию (услуги);
  • текущее финансовое положение предприятия, возможность реализации проекта за счет собственных средств;
  • наличие организации, способной защищать Ваши интересы перед местными, региональными и федеральными властями.

4. Описание продукции (услуг)

В этом разделе Вы должны подробно охарактеризовать производимую Вами продукцию или услуги, произвести сравнение ее с продукцией конкурентов, проанализировать планы развития производства:

  • характеристика продукции (услуг);
  • потребности, которые призвана удовлетворить Ваша продукция (услуги);
  • особенности Вашей продукции (услуги), ее отличие от продукции конкурентов, например, более выгодные ценовые, технические или качественные параметры, особенность в упаковке, преимущества дизайна (по возможности сравнить технические, качественные параметры своей продукции с той продукцией, которая сегодня имеется на рынке, их цены);
  • стадия развития продукта (идея, эскизный вариант, рабочий проект, прототип, опытная партия, действующие серийное производство).
  • время, в течение которого этот продукт будет новинкой на рынке (примерная оценка с учетом ранее сложившихся тенденций);
  • организация сервиса товара (гарантийное и послегарантийное обслуживание).
  • патенты или авторские свидетельства, защищающие данный продукт;
  • наличие возможностей дальнейшего совершенствования и видоизменения продукции (услуг).

5. Анализ рынка сбыта и маркетинг

В этом разделе Вам необходимо убедительно показать, что производимая или планируемая Вами к выпуску продукция (услуга) имеет рынок сбыта.

Из этого раздела инвестор должен получить исчерпывающую информацию о том, на чем основывается Ваша уверенность в успехе на рынке. Какие действия Вы планируете предпринять для продвижения продукции и располагаете ли достаточными ресурсами и способностями реализовать разработанную стратегию. Не следует преуменьшать возможностей конкурентов. Необходимо показать свое место на рынке и аргументировать Вашу способность успешного функционирования в условиях конкуренции.

В этом разделе следует уделить внимание следующим вопросам.

  • территориальное расположение рынка сбыта Вашей продукции (услуг);
  • основные типы клиентов, на которых рассчитана продукция (услуги);
  • требования клиентов к цене продукции (услуг), ее качеству и обслуживанию;
  • ожидаемые тенденции развития рынка сбыта;
  • факторы, от которых зависит спрос на продукцию;
  • перечень основных конкурентов;
  • описание (по возможности) технического уровня и финансового положения предприятий-конкурентов;
  • ценовая политика конкурентов;
  • используемые конкурентами способы стимулирования сбыта;
  • предлагаемая Вами стратегия в конкурентном соревновании;
  • расчет и обоснование цены Вашего продукта (услуги), Ваша ценовая политика;
  • система продвижения Вашей продукции (услуг) на рынок и ее реализации;
  • Ваши соображения по организации рекламы;
  • стимулирование сбыта и сервисное обслуживание клиентов;

6. Производственный план

Здесь Вы должны привести полное описание производственного процесса, из которого следует, что Ваше предприятие в состоянии производить нужное количество товара с выполнением обязательств по срокам, и что Вы можете организовывать производство и имеете необходимые для этого ресурсы.

В данном разделе Вам необходимо раскрыть следующие вопросы:

  • место размещения Вашего производства;
  • требуемая производственная мощность предприятия;
  • наличие или потребность в участках земли, зданиях и сооружениях, коммуникациях;
  • наличие или потребность в технологическом и вспомогательном оборудовании (где намечено приобрести его, на каких условиях, и в какие сроки);
  • потребность в поставках сырья, материалов и комплектующих;
  • схема транспортировки сырья и материалов, готовой продукции (оказания услуг);
  • характеристика основных поставщиков расходных материалов (репутация поставщиков и Ваш опыт работы с ними), описание условий поставок;
  • потребность в топливно-энергетических ресурсах, основные источники снабжения;
  • наличие или потребность в производственном, инженерно-техническом и административном персонале;
  • существующая и планируемая организационная структура предприятия, способ взаимодействия подразделений друг с другом (лучше изобразить в виде схемы);
  • возможности набора и подготовки квалифицированных кадров для Вашего предприятия;
  • условия оплаты и стимулирования персонала;
  • краткое описание технологии производства продукции (оказания услуг);
  • контроль качества;
  • расчет себестоимости и цены производимого продукта.

Следует учитывать, что при анализе бизнес-плана данный раздел рассматривается с точки зрения рациональности технологической схемы, обеспечения сокращения затрат труда, времени и материалов, а также возможности изменения продукции с учетом требований рынка.

В этом разделе также должен быть помещен календарный план выполнения работ в рамках Вашего проекта, который должен включать прогноз сроков мероприятий и потребности в финансовых ресурсах для его реализации.

Вам надо учесть затраты времени и денежных средств на реализацию следующих стадий проекта:

  • юридическая регистрация предприятия (если создается новое предприятие);
  • получение денежных средств;
  • осуществление программы капиталовложений;
  • наем рабочей силы;
  • изготовление опытной партии продукции;
  • оценка и тестирование (сертификация) выпускаемой продукции;
  • организация сбыта
  • получение заказов.

7. Финансовый план

Это важнейший раздел бизнес-плана. Здесь Ваша задача состоит в том, чтобы обобщить материалы предыдущих разделов и представить их в стоимостном выражении.

Если проект реализуется на действующем предприятии, наряду с прогнозируемым движением денежных потоков (поступлениями и выплатами) должно быть подробно описано его текущее финансовое состояние.

Основные плановые документы, которые должны быть представлены в финансовом плане:

  • отчет о прибылях и убытках;
  • отчет о движении денежных средств;
  • балансовый отчет.

В дополнение к этому Вам необходимо приложить расчеты основных показателей ликвидности, деловой активности, финансовой устойчивости и рентабельности, а так же прогнозируемые показатели эффективности проекта. Инвесторов будет также интересовать способность предприятия погашать ссуду (обеспечение активами, их реальная стоимость).

Следует подробным образом описать Вашу потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, а также Вашу ответственность и предлагаемую систему гарантии. Особое значение следует уделить описанию текущего и прогнозируемого состояния окружающей экономической среды (инфляции, условий проведения платежей, налогового климата и т.п.).

В этом разделе Вы должны также привести график возврата кредитных ресурсов.

8. Оценка рисков и страхование

В условиях рыночной системы хозяйствования предприятие должно предвидеть возможные риски. Природа этих рисков разнообразна: природные, стихийные бедствия, политическая обстановка, кредитные, валютные и процентные риски, законодательные изменения и другие факторы. Предприниматель должен предвидеть эти риски и уменьшить потери от них.

Поэтому в настоящем разделе должны быть разработаны меры профилактики рисков.

Вам необходимо определить типы рисков, негативные последствия и разработать меры их профилактики, учитывающие и страхование Вашего имущества и уровня Вашего дохода, страхование жизни, здоровья и трудоспособности Вас и персонала Вашего предприятия и т.д..

9. Приложение

В приложение включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К таковым могут относиться следующие документы (информация):

  • биографии руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы; результаты маркетинговых исследований;
  • аудиторское заключение;
  • подробные технические характеристики продукции;
  • план предприятия;
  • гарантийные письма или контракты с поставщиками и потребителями продукции;
  • договора аренды, найма, лицензионные соглашения;
  • заключения служб государственного надзора по вопросам экологии и безопасности;
  • статьи из журналов и газет о деятельности предприятия;
© 2007 Фонд «Праздник». Программное обеспечение: GEHARD.