Главная Философия Обсудить темы Проекты Об издании

В корпоративную культуру российских компаний возвращаются лозунги эпохи социализма

Призывы к сотрудникам, агитплакаты и прочие элементы пропаганды

советских времен снова появились в офисах современных российских компаний.

Теперь это считается отличным способом мотивировать персонал и создать

командный дух.

Антон Почернин, инженер компании по продаже дизельных двигателей и дизель-генераторных

установок Cummins, каждый день, сидя на работе, смотрит на разноцветный плакат

на стене. Под ярким, затейливым рисунком довольно мелким шрифтом написано

несколько фраз на английском. Антон знает, что это — лозунги компании, мотивирующие

сотрудников на великие свершения. “Честно говоря, они особо меня не мотивируют, —

признается он. — Я знаю английский, но у меня нет желания вчитываться в мелкие

строчки на плакате. Тем более что в нашем офисе все эти лозунги не на слуху”.

Почернин говорит, что до сих пор никому не приходило в голову перевести лозунги

на плакате на русский язык. В московском офисе знают только общий девиз компании —

“Зажигайте энергию по всему миру!”. Но фраза никого на подвиги не вдохновляет.

“Для меня это только яркое пятно на стене. Я смотрю на него и просто отдыхаю

душой, — говорит он и добавляет: — Хотелось бы, чтобы у компании были понятные

лозунги и мотивирующие плакаты. Это дает возможность почувствовать себя частью

корпорации и членом команды. Ради общего дела есть смысл работать”.

Что всему голова

Все больше руководителей компаний, работающих на российском рынке, осознают

необходимость создания через лозунги и агитплакаты системы “внутренней пропаганды”

для мотивирования сотрудников, считает Юна Скобликова, директор консалтинговой

компании Green Street.

“Еще 10 лет назад дело обстояло совсем по-другому, считалось, что лучший

мотиватор — деньги, а лозунги и агитки вызывают только отвращение у сотрудников,

которые хорошо их помнят по советскому прошлому”, — говорит она. В последние

несколько лет пришло понимание того, что сотрудников трудно мотивировать

исключительно через материальное поощрение, добавляет она. Люди должны понимать,

зачем они работают и что их объединяет. “У компании должна быть цель, которую

надо достигнуть. Она формулируется кратко в лозунге или девизе для сотрудников

компании”, — говорит Скобликова.

От каждого — по способностям

Парадоксально, но возвращение элементов социалистического агитпропа во многом

инспирировали западные компании, в которых такая практика всегда была нормальным

элементом корпоративной культуры, считает Роман Пивоваров, психолог-консультант

учебного центра “Финансовый дом”. “Через многостраничное изложение миссии

компании продерется далеко не каждый. Четкие и краткие формулировки лозунгов —

это гораздо более удачный способ не только нужным образом "отформатировать" сотрудника,

но и обучить его основам принятой в компании культуры”, — говорит он.

“Наилучшим образом эффект лозунгов проявляется в быстро растущей компании,

когда необходимо привить основы корпоративной культуры большому количеству

новичков, — считает Пивоваров. — В свою очередь, там, где работает стабильный

коллектив, они служат постоянным напоминанием о том, что нужно делать, чтобы

достигнуть успеха”.

“Наши корпоративные лозунги разработаны американским офисом по обучению.

Они переведены на все языки и распространяются среди персонала Marriott по

всему миру”, — рассказала Виктория Котлярова, менеджер по обучению персонала

отеля Marriott Royal Aurora.

Каждый день в гостинице начинается с 15-минутного собрания, на котором провозглашается

“лозунг дня”. Никакой самодеятельности нет: его выбирают из 20 заранее утвержденных

вариантов, собранных в небольшую книжку, носить которую должен каждый сотрудник.

Звучат лозунги так: “Я радушно встречаю каждого клиента”, “Я умею работать

в команде”, “Я всегда соблюдаю правила техники безопасности”.

Каждому — по потребностям

Лозунги могут быть не только общекорпоративными, но и специальными, для

каждого подразделения. “Призыв "Клиент всегда прав" ничего не скажет сотруднику,

в должностные обязанности которого работа с конечным клиентом не входит.

Поэтому очень эффективна практика, когда создаются специальные лозунги для

каждого подразделения — чтобы каждый понимал свою конечную цель”, — считает

Скобликова.

Так поступили в сети продовольственных магазинов “Пятерочка”.

“У каждой службы компании есть свой девиз, который формулирует цель ее сотрудника”, —

рассказывал Олег Высоцкий, главный исполнительный директор компании. Например,

у службы закупщиков лозунг “Нет предела низким ценам!”, у дирекции эксплуатации

бытовой сети — “Выжмем все с квадратного метра!”, у ревизорской службы —

“Ни копейки мимо кассы!”.

“Большая сетевая компания работает по принципу конвейера. Есть четкие стандарты

работы и четкие функции у каждого сотрудника. Все это формулируется в четких

лозунгах. Если формулировать стандарты работы более расплывчато, то начнутся

разные трактовки. А это повлечет сбой в работе”, — говорит Высоцкий.

Четче шаг

Лозунг должен быть кратким, четким и побуждать к конкретному действию, говорит

Скобликова. По ее мнению, всем этим параметрам идеально соответствует фраза

“Родина-мать зовет!”. “Надо помнить, что лозунг — лишь последний штрих к

системе мотивации персонала. Если человек не верит компании, то на него никакие

лозунги не подействуют, а реакция будет обратной ожидаемой”, — говорит она.

“Правильный лозунг должен быть не больше двух-трех несложных слов. В нем

не должно быть шипящих звуков”, — советует Мария Чернавина, член правления

инвестиционно-строительного холдинга Rodex Group. — У нас все четко: “Просто

иди и сделай”. Это — конкретный инструмент мотивации, потому что он побуждает

к действию, мол, не надо объяснять, почему работа не может быть выполнена,

надо ее делать. Только так можно преуспеть“, — объясняет она.

Как правило, разработку лозунгов доверяют HR-отделам или службам внутреннего

PR. “Однако главная идея должна идти от руководства”, — считает Скобликова.

Главная задача человека, которому доверили разработку такого рода инструментов

мотивации, — придумать, как транслировать эту идею среднему и низшему составу,

добавляет Роман Пивоваров. “Я видел много-много случаев, когда мысли, облеченные

в недоступную форму, не приживались среди среднего и нижнего звена, начинали

вызывать насмешки и оказывались неэффективными”, — говорит он. В качестве

примера он привел лозунг, висевший в одной крупной оптово-закупочной компании:

“Наша цель — повысить оборачиваемость средств, чтобы товар не лежал на складе”.

“Что имелось в виду, мог понять только автор лозунга, генеральный директор,

недавно получивший МВА. А сотрудники над лозунгом откровенно издевались”, —

говорит Пивоваров.

Но даже если лозунг не приживается, а сотрудники над ним иронизируют, это

все равно работает на сплочение коллектива, пускай и от противного, считает

Елена Бокшицкая, руководитель службы по работе с персоналом и организационному

развитию московского региона “ВымпелКома”. “Наши плакаты в любом случае пробуждают

творческую энергию в людях. Пусть люди шутят и острят, это лишь означает,

что лозунги не остались незамеченными и, в конечном итоге, достигли своей

цели”, — говорит она.

 

Мария Подцероб

© 2007 Фонд «Праздник». Программное обеспечение: GEHARD.