Главная Философия Обсудить темы Проекты Об издании

Симулякр

Симулякр (франц. — стереотип, псевдовещь, пустая форма) — одно из ключевых понятий постмодернистической эстетики, занимающее в ней место, принадлежащее в классических эстетических системах художественному образу. Симулякр — образ отсутствующей действительности, правдоподобное подобие, лишенное подлинника, поверхностный, гиперреалистический объект, за которым не стоит какая-либо реальность. Это пустая форма, самореференциальный знак, артефакт, основанный лишь на на собственной реальности.

Бодрийяр, чья теория эстетического симулякра наиболее репрезентативна, определяет его как псевдовещь, замещающую «агонизирующую реальность» постреальностью посредством симуляции, выдающей отсутствие за присутствие, стирающей различия между реальным и изображаемым. ... Эра знаков, характеризующая западно-европейскую эстетику Нового времени, проходит несколько стадий развития, отмеченных наростающей эмансипацией кодов от референтов. Отражение глубинной реальности сменяется ее деформацией, затем — маскировкой ее отсутствия и наконец — утратой какой-либо связи с реальностью, замена смысла анаграммой, видимости — симулякром. Перекомбинируя традиционные эстетические коды по принципу рекламы, конструирующей объекты как мифологизированные новинки, симулякр провоцирует дизайнизацию искусства, выводя на первый план его вторичные функции, связанные с созданием определенной вещной среды, культурной ауры. Переходным звеном между реальным объектом и симулякром является кич как бедное значениями клеше, стереотип, псевдовещь.... Эстетика симулякра знаменует собой триумф иллюзии над метафорой, чреватый энтропией культурной энергии. ... Сравнивая культуру 20 века с засыпающей осенней мухой, Бодрийяр указывает на риск деградации, истощения, «ухода со сцены», таящийся в эстетике симулякра.»

Источник: Культурология XX век. Словарь. Спб.,1997. с.423

© 2007 Фонд «Праздник». Программное обеспечение: GEHARD.