Главная Философия Обсудить темы Проекты Об издании

Артефакт

Артефакт (от лат. — искусственно сделанный) — в обычном понимании любой искусственно созданный объект; в культурологию это понятие пришло из археологии, где использовалось для различия естественных и искусственных объектов.

В эстетике термин используется этимологически, т.е. непосредственно для обозначения предметов, созданных специально для функционирования в системе искусства. В трактовке институциональной школы в эстетике в качестве артефакта в соответствующем окружении может выступать любой реальный объект... В этом случае под артефактом понимается любой предмет, являющийся художественным произведением. В современной эстетике обычно проводится различие между артефактом и художественным. произведением...

В последнее время, в связи с повышенным интересом к проблеме разделяемых представлений как культурных объектов, понятие артефакта стало разрабатываться более активно. Некоторые культурологи понимают под артефакт любое искусств, образование, как физическое, так и идеационное, созданное для функционирования в специализированных сферах культур и системах. артефакт выделяют как элементарную единицу искусств, мира, что тем более актуально, т.к. до сих пор не существует «теории искусств. объекта». В этом случае артефакт позволяет увидеть с единой точки зрения различные объекты культуры как «сделанные» целостности (напр., инсталляции); проследить их порождение, существование и разрушение, их объединение в определенные функциональные и символы. паттерны и формы, целостные культурные контексты, семантические поля.

Артефакт имеет три основных составляющих его элемента: психоаналитический (устанавливает связь между артефактом и антропологическим побуждением), структурный (выявляет коммуникативно-функциональную доминанту) и герменевтический (определяет горизонты понимания и интерпретации)...

К основным модальностям существования артефакта можно отнести: материальную (форма объективации искусственного объекта), функциональную (сумма модификаций при его использовании); семантическую (его значения, смыслы, ценность в контекстах социокультурной коммуникации).

© 2007 Фонд «Праздник». Программное обеспечение: GEHARD.